• "С.А. Ульянин - пионер русской авиации"

    The life of Serge Ulyanin is closely connected with the creation of the russian aviation. The fourth diplomate pilot from the ranks of Russia, the eighth amond the russians. He was the first superior of the aviation department of the Russian officer school for aerostatics, Military aviation school, Field department for aviation and aerostaties at the Supreme Comander-in-Chief of Russia, the first chairman of the Foreign commission for the purchase of the aviation stores in England, Italy and France. His talent was many - sided:he was a pioneer in aviation, aerophotografy, aerophotogrammetry, aerostatics, kitenautics, telemechanics and the theory of reliability. Ulyanin was an able edicator of military pilots, talented designer, gifted inventor.

    Список обозначений

    • АО - Авиационный отдел
    • ВАШ - Военная авиационная школа / в Гатчине/
    • ВВ - Военное ведомство
    • ГВТУ - Главное Военное Техническое Управление
    • ГИУ - Главное Инженерное Управление
    • ИВАК - Императорский Всероссийский Аэро-Клуб
    • ИРТО - Императорское Русское Техническое Общество
    • ОВФ - Отдел воздушного флота ОК
    • ОВШ - Офицерская воздухоплавательная школа
    • ОК - ВЫСОЧАЙШЕ утвержденный Особый Комитет по усилению военного флота на добровольные пожертвования
    • ПРТВ - Первое Российское Товарищество воздухоплавания
    • ПТА - Петербургское Товарищество авиации
    • ПУАВ - Полевое Управление авиации и воздухоплавания при Штабе Верховного Главнокомандующего.
    • РГВИА - Российский государственный военно-исторический архив.
    • С.А. - Сергей Алексеевич Ульянин
    • УВВФ - Управление Военного Воздушного Флота, Увофлот
    В числе первых семи штаб - и обер-офицеров, направленных для обучения полетам и получения диплома пилота-авиатора во Францию в 1910 г., был капитан Сергей Алексеевич Ульянин. Он предназначался командованием на должность начальника будущей ВАШ. До ее создания предписанием ГИУ номер 4040 от 20 августа 1910 года он был назначен начальником АО ОВШ /1/. Формально началом деятельности АО считается 1 сентября 1910 года /2/., фактически она началась несколько позднее. Во всяком случае до открытия Севастопольской школы авиации ОВФ ОК, которое состоялось 11.11.1910 года/ позднее годовщину школы стали отмечать 8 ноября/. Подполковник Ульянин вместе с Великим Князем Александром Михайловичем был на открытии этой школы в качестве начальника АО.

    К этому времени Сергей Алексеевич был уже известным воздухоплавателем, змеенавтом и конструктором. Его устойчивые в воздухе воздушные змеи и змейковый поезд /1896 г./ стояли на вооружении Российской Императорской Армии вместе с двумя первыми в мире походными фотолабораториями /3/ и первыми фотоаппаратами для воздушной съемки. Всего Ульянин создал пять типов аэрофотоаппаратов, в т.ч. первый в мире /4/ и первый для съемки с борта аэроплана /5/. Он разработал метод развертывания перспективных аэрофотоснимков в план местности и способ переноса объектов с аэросъемки на топографическую карту /6/. Был создателем миниатюр-полигона для обучения артиллерийской стрельбе с закрытых огневых позиций в классных условиях /7/. С 1.1.1910 С.А.Ульянин был членом ИВАК. В том же году стал членом ОВФ ОК, членом ОК и действительным членом ИРТО.

    В 1908 году Ульянин построил модель биплана с тандемным расположением крыльев, которая "отлично летала" /8/ и получила приз на конкурсе моделей /председатель жюри конкурса Н.Е.Жуковский/ в 1910 г. "За большое научное значение"/9/. Это был прообраз будущего моноплан-биплан-триплана с двумя двигателями. В 1909 году Ульянин доложил по команде /из Варшавы, а не из Гатчины, как считают некоторые авторы/ о разработке проекта двухмоторного аэроплана с тремя комбинациями опорных плоскостей. Реализация замены плоскостей осуществлялась легко и просто членами команды обслуживания. В архиве проекту и ходу его реализации отведена целая единица хранения /10/. Самолет строился ПРТВ до конца 1913 года. Факт общеизвестный, но до сего времени никто не опубликовал истинной причины, по которой самолет построен не был. Опубликованы разные версии, свидетельствующие о том, что авторы не дочитали в архиве дело "О постройке аэроплана С.А.Ульянина" /10/ до конца. Неоднократные и необоснованные срывы сроков поставки ПРТВ аэроплана заказчику привели к тому, что ВВ предложило расторгнуть договор о поставке аэроплана и вернуть задаток. Что и было сделано после ряда препирательств со стороны ПРТВ в декабре. Возможно были и неявные причины, но во всяком случае вины автора проекта в этом не было.

    О новизне и оригинальности проекта много писали в те годы в газетах и журналах. В 1911 году это отметил инженер-механик Л.М.Франк в книге "История авиации " /11/.

    Основной заслугой и новизной проекта было то, что с целью повышения надежности полета каждый из моторов должен был тянуть машину при отказе одного из них. Проект предусматривал поэлементное дублирование не только двигателей, но и ряда других важных узлов. С учетом того, что автор проекта уже применял ранее в своих разработках поэлементное дублирование узлов /применял и в последующих изделиях/ и впервые применил на практике понятие /до этого неизвестное/ " коэффициент использования узлов" /12/, С.А.Ульянина вполне можно назвать пионером практического применения теории надежности. Заметим, что ПРТВ строило не только аэроплан Ульянина, но и его змейковые поезда. Интересно было бы обнаружить истинную причину, по которой такой талантливый проект не был осуществлен.

    Конструкторская активность, высокая работоспособность и добросовестность в выполнении служебных обязанностей Сергея Ульянина привели к тому, что его направили на учебу во Францию не только для получения диплома летчика, но и для изучения новинок самолетостроения. Он с большим удовольствием занялся там и этим делом.

    По просьбе ГИУ Совет ИВАК 14.6.1910 постановил "уведомить Aero-Club de France о неимении препятствий со стороны ИВАК к выдаче пилотского звания полковнику Зеленскому, капитану Ульянину и поручику Матыевичу-Мацеевичу" /13/. Аналогичное постановление ИВАК по другим первым соискателям было оформлено по просьбе ОВФ. 24.7.1910 С.А. сдал экзамен на звание пилота-авиатора по международным правилам и, в ожидании получения Brevet de Pilote, продолжал практиковаться в совершении полетов на аэроплане, в т.ч. с пассажиром. "Давал уроки" полетов Ульянину первый русский дипломированный летчик Михаил Никифорович Ефимов. Диплом номер 181 С.А. получил 9.8.1910, став четвертым из военных чинов Российской Императорской Армии дипломированным летчиком, а среди русских летчиков - восьмым /14/.

    В 1910 году С.А. разработал проект разборного военного самолета-разведчика. Построенный 26.1.1911 аэроплан был назван по имени ПТА военным бипланом ПТА номер 1.Он имел двойное управление: пилота и пассажира, т.е. мог быть учебным. Имел закрытую гондолу для летчиков, первую в России. Все тяги управления и ряд других важных узлов были задублированы поэлементно. Это был полутороплан. Он мог спускаться на водную поверхность, свободно подниматься с помоста и опускаться на него на палубе корабля. Имел приспособление для подъема на аэродроме без помощи команды и радиостанцию системы Д.М.Сокольцева. ПТА номер 1 выставлялся на 1-й Международной выставке воздухоплавания в Санкт-Петербурге в 1911 году, на которой ПТА получило Малую золотую медаль Министерства торговли и промышленности за конструкцию ПТА номер 1 и за постановку производства винтов для летательных аппаратов. Такой винт был установлен и на полутороплане номер 1. Он удачно летал, поднимая 5 человек, что подтвердило проектную грузоподъемность и сделало ПТА номер 1 первым в России военно-транспортным самолетом. Испытания, начатые руководителем ПТА, третьим русским дипломированным летчиком, выявили хорошие летные качества аэроплана.5 мая В.А.Лебедев, продолжая испытания, летал с 4-мя пассажирами, установив т.о. рекорд грузоподъемности. Проектная скорость 75 км/час также была подтверждена. На 1-ом конкурсе аэропланов, приспособленных для военных целей, ПТА номер 1 принимал участие.С.И. Уточкин успешно летал на нем. Но, летавший ранее только на малых аэропланах гоночного типа, пилот Н.Д.Костин вдребезги разбил аппарат /15/.

    С.А. в дальнейшем переключился на реализацию своей идеи /1904 г./ управления самолетом без пилота - телеуправлением движущихся объектов. Считавшийся крупным специалистом в области авиации, Ульянин неоднократно возглавлял комиссии по приемке аэропланов и моторов для них русского и иностранного производства для нужд ВВ. Приведем один из примеров того, что он при этом имел свое мнение, иногда отличное от мнения своих начальников. В акте приемной комиссии самолета Я.М.Гаккеля от 9.8.1912 был сделан вывод: "Аэроплан удовлетворяет всем требованиям частных технических условий и положению Военного Совета /от 21.6.1912/ и потому подлежит приему в казну". Подписи: Ульянин и др./16/. Начальник ОВШ генерал А.М.Кованько, которому подполковник Ульянин в то время подчинялся по службе, не согласился/ а это было известно до подписания акта/ с выводом комиссии, ссылаясь на неисправности мотора "Аргус" 100 л.с. во время испытаний. История рассудила кто из них был прав.

    На последующих 2-м и 3-м конкурсах военных аэропланов С.А.Ульянин был председателем экспертной комиссии. Он разработал "Метод и формулу оценки аэропланов на военных конкурсах".

    Из сказанного видно, что оба проекта самолетов Ульянина были определенным вкладом в развитие самолетостроения России. Был создан и удачно летал первый учебный, он же первый военно-транспортный самолет. Проект и попытка постройки первого в мире двухмоторного самолета повышенной надежности открыли /смело можно так думать и писать/ дорогу многомоторным самолетам Игоря Ивановича Сикорского. Участие в конкурсах аэропланов и работа в комиссиях тоже было вкладом Ульянина в дело создания авиации в России. Одновременно и квалификация С.А. неуклонно повышалась.

    Став начальником АО ОВШ, успешно повышал свое летное мастерство, активно обучая первых 10 учеников АО. Он освоил ряд конструкций самолетов, летал помногу раз в день, в сильный ветер, непогоду. Участвовал в маневрах войск Петербургского и Киевского военных округов, в т.ч. в качестве командира авиационного отряда. В обучении полетам офицеров он достиг большого мастерства. Это отмечалось в России и за рубежом. Немецкий журнал "Мотор" писал: "… капитан Ульянин, который спроектировал и строил двухмоторный летательный аппарат весьма оригинальной конструкции, был выдающимся практиком, имел большие заслуги в области обучения пилотов летному мастерству, в котором он совершил прорыв. Многие офицеры, закончившие его школу, являются выдающимися пилотами… " /17/. О выдающихся учениках С.А. много написано. Отметим, что в первом выпуске АО в 1911 году он подготовил хороших инструкторов летного дела, ставших его помощниками: поручики С.М.Бродович, Н.Н.Данилевский, Л.А.Дацкевич, А.В.Панкратьев и штабс-капитан А.А.Карпов. В этом же выпуске совместно с Г.Г.Горшковым, первым его помощником, и Е.В.Рудневым Ульянин учил летать военного инженера капитана А.Н.Вегенера, поручиков Г.А.Гальвина, А.В.Сахарова, Б.Н.Фирсова и военного инженера поручика Д.А.Борейко. 19.11.1911 сдал экзамен на звание пилота-авиатора поручик В.А.Соловьев. Его также причисляют к первому выпуску АО.

    Ежегодно ГИУ командировало в АО для обучения 15 и более офицеров на период с 1 апреля по 15 ноября. К каждому офицеру командировались по 2 нижних чина. Один обучался уходу за двигателями, другой - ремонту аэропланов. Из числа прикомандированных отбирали 10 наиболее пригодных и обучали полетам на аэропланах, сдавших экзамен направляли в авиационные отряды на должность летчиков.

    Создание АО ОВШ было огромным событием. Начальник оперативного управления Главного штаба ВВС ВС РФ Александр Ионов писал: "… 10 мая 1912 года Николай II утвердил закон " Об отпуске из Государственного казначейства на образование и содержание АО ОВШ ….Тем самым первый этап создания военной авиации в России завершился….налажена подготовка летных кадров в школах авиации в Санкт-Петербурге и Севастополе. "/18/. В схемах, приведенных в статье, дважды показан АО: в общей схеме организации Воздушного Флота России /рядом с ОВШ/ и отдельно АО ОВШ - "начальник отдела Ульянин С.А." - Трактовка самостоятельности АО, как отдельного учебного заведения, свидетельствует о его значении в деле создания авиации в России, а также о том, что имя С.А. не забыто. Со временем АО был переформирован в ВАШ.

    В приказе номер 1 по ВАШ от 18 августа 1914 года, изданном в Санкт-Петербургском лагере при Корпусном аэродроме, было сказано: "параграф 1.Сего числа АО ОВШ переформирован в ВАШ. Основание: Приказ по ВВ сего года номер 463 и приказ по ОВШ сего числа номер 163. Параграф 3. ВАШ располагается палаточным лагерем на Гатчинском аэродроме школы и на Корпусном аэродроме 1-й Авиационной роты в г. Санкт-Петербурге. И т.д. Подпись Начальник ВАШ полковник Ульянин. Адъютант школы Бошенятов. " - /19/. На следующий день в приказе номер 2 объявлялось о формировании команд аэропланов "Илья Муромец" номера 1….4, о назначении командиров этих аэропланов, об обучении полетам на аэроплане "Илья Муромец Киевский" при ВАШ под руководством Г.Г.Горшкова, назначенного Ульяниным командиром этого корабля. 24 августа С.А. был утвержден в должности начальника ВАШ ВЫСОЧАЙШИМ приказом.31 августа Е.В.Руднев с аэропланом "Илья Муромец" и командой отправился на театр военных действий. Так для С.А. началась Великая война. ВАШ числилась в Действующей армии.

    И в АО, и в ВАШ перед началом практических занятий ученики /офицеры/ проходили подготовку на теоретических курсах при Петербургском политехническом институте имени Императора Петра Великого - аэродинамика, механика полета аэроплана, двигатели внутреннего сгорания, конструкция и расчет самолетов, аэрофотография, лабораторные работы. В период Великой войны 1914-1918 гг. количество обучающихся в ВАШ значительно увеличилось, но программы, в т.ч. для нижних чинов, не изменились. Последних продолжали учить и русскому языку, и математике, и физике.

    Заботясь о расширении Гатчинского аэродрома и помещений ВАШ, С.А. нашел новое место для аэродрома недалеко / в то время / от Петрограда. Теперь там аэродром авиапредприятия "Пулково". 7 августа 1915 года С.А. писал в ГВТУ через Великого Князя Александра Михайловича: "Для расширения школы желательно устройство аэродрома у Среднего полустанка. Соображения по устройству этого аэродрома представляются… "/20/. В РГВИА имеется несколько дел, отражающих ход строительства аэродрома и помещений для ВАШ на Средней Рогатке-Пулково. Но гражданская война помешала окончанию строительства. Определенный вклад внес С.А. и в создание Главного Аэродрома. Настоял на создании его не вблизи Петрограда, а в Херсоне и др.

    После 7.3.1916 /дата утверждения штата ВАШ/ С.А. служит на должности "Генерал-майор". По положению он является членом Технического комитета ГВТУ. Ему давались ответственные поручения командования, касавшиеся развития и становления военной авиации России. Но с родной школой пришла пора расставаться. Первого начальника АО и первого начальника ВАШ назначили первым председателем Заграничной комиссии по закупке авиационного и воздухоплавательного имущества в Англии, Италии и Франции с центром в Париже. Из представления к назначению: " Начальник ВАШ, военный инженер, военный летчик, полковник Ульянин, вся предыдущая служба и выдающаяся деятельность которого по авиации и воздухоплаванию дают полные основания для столь серьезного и ответственного во всех отношениях назначения"… подпись: "Александр Михайлович"/21/. 9.12.1915 Ульянин донес о прибытии с частью комиссии в Париж. Деятельность С.А. на посту начальника ВАШ и председателя Заграничной комиссии достаточно хорошо известна. Остановимся на том, что он не переставал заниматься телеуправлением движущимися объектами: наземными, надводными и подводными. И заслуженно считается пионером в этом важном деле. Он предлагал и управление по программе - по "заранее заложенной в прибор ноте". Работа велась, но опять помешали революция и гражданская война.

    В целях совершенствования управления авиацией и воздухоплаванием в апреле 1916 года было организовано УВВФ. 22 августа помощником начальника УВВФ был назначен Ульянин. Должность тоже генеральская. Из аттестации: "… для скорейшей постановки различных отраслей авиации на должную высоту, соответствующую требованиям момента, …положение дела вызывает необходимость привлечения к нему… лица, хорошо знающего состояние тех же вопросов в союзных армиях и притом, по своему служебному опыту в области нашей авиации, могущего иметь авторитетное суждение о соответствии различных деталей, принятых там, применению у нас… отвечающим в полной мере приведенным требованиям, считаю полковника Ульянина, являющегося одним из самых старых и энергичных деятелей по созданию нашей авиации, … имел также… полную возможность широкого ознакомления со всеми организационными мероприятиями в области авиации и у наших союзников… в связи с хорошо известными Вам выдающимися вообще служебными качествами полковника Ульянина… Генерал-адъютант Александр Михайлович. "/ 22 /.

    6.12.1916 ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР объявил "ВЫСОЧАЙШЕЕ благоволение за отлично-ревностную службу и особые труды, вызванные обстоятельствами текущей войны, бывшему начальнику ВАШ, ныне помощнику УВВФ, военному летчику полковнику Ульянину. "

    3 апреля 1917 года приказом Верховного Главнокомандующего номер 70 было создано ПУАВ. Приказом Армии и Флота С.А. был назначен первым начальником ПУАВ. По штату генерал-майор, может быть генерал-лейтенант, а это уже 3-й класс по Табели о рангах. И его вызвали из-за границы. 31 мая он был зачислен в списки чинов ПУАВ со словами: "впредь до прибытия полагать в ожидании". 2 июня С.А. вступил в должность. Телеграмма С.А. в штаб Авиагруппы, командиром которой был ученик Ульянина Е.Н.Крутень: " 6 июня с.г. на фронте погиб доблестный командир 2-й боевой группы капитан Евграф Николаевич Крутень, который своей неутомимой боевой работой стяжал себе неувядаемую славу и бесспорно может считаться гордостью нашей родной авиации… ". В тот же день С.А. подал по команде рапорт о предоставлении ему другой должности. 9 июня он был назначен помощником начальника УВВФ и 21 июня исключен из списков ПУАВ. Тем же приказом подполковник В.М.Ткачев был назначен начальником ПУАВ, в должность он вступил 30.6.1917. После октябрьского переворота С.А. стал первым начальником УВВФ /23/. В марте 1918 года его командировали за границу, где он стал эмигрантом. Умер 13.10 1921 года в Лондоне. Похоронен на кладбище Лэдуэл.

    С.А.Ульянин родился 13.9.1871 в Москве в семье потомственного дворянина. Прекрасно говорил по-французски, очень хорошо по-английски, знал немецкий язык, изучал испанский язык и эсперанто. Как военный деятель государственного масштаба и за успехи в конструкторско-изобретательской деятельности он был награжден орденами: святого Равноапостольного Князя Владимира 3 и 4 степеней, святой Анны 2 и 3 степеней, святого Станислава 3 степени, Почетного Легиона Французской Республики /стал офицером этого легиона/ 4 степени и медалями: " В память Царствования Александра III" и "В память 300-летия Царствования ДОМА РОМАНОВЫХ. 1613-1913", а также чином полковника /5.10.1913/. "Не было ни одного начинания в жизни русской авиации, в котором С.А. не принимал бы участия" - слова из некролога (Белград, 1923 г.). В 38-ми музеях мира имеются материалы о деятельности С.А. Ульянина.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. РГВИА.Ф.802. Оп.3.Д.1021.Л.139.
    2. Циркуляр ВВ. 18.10.1910 номер 160.
    3. Ульянин Ю.А. Работы С.А.Ульянина с воздушными змеями //Российское вертолетное общество и комиссия ОПММПУ Российской академии наук. Труды. Первый ежегодный форум. В 2-х томах.Т.2 - 20-21 сентября 1994 года: М.-С.948-962:ил.
    4. Аэрофотоаппарат //Военная энциклопедия.-М., 1997.Т.1.
    5. Ульянин Ю.А. Зарождение аэрофотосъемки //Геодезия и картография.-1995.-номер 1 - С.57-62. - Портр.С.А. Ульянина. www.drachen.anis.de/uljanin.htm.
    6. Ульянин Ю.А. На заре аэрофотометрии //Там же.1997. номер 2 - С.54-58.-Портр.С.А. Ульянина: ил.
    7. Поручик Ульянин. Прибор для воображаемой стрельбы при пособии тиражных чисел //Артиллерийский журнал.1899.-номер 7.-С. 663-672: ил.
    8. Памяти полковника С.А.Ульянина // Наша стихия.-Белград, 1923. Номер 2.-С.11-12.
    9. ХII съезд Естествоиспытателей и врачей в Москве // Вестник воздухоплавания и спорта.-Киев, 1910.-номер 1-2. - С.31.
    10. РГВИА.Ф.802.Оп.4 Д.2318.Л.л.1 - до конца дела.
    11. Франк М.Л. Воздухоплавание в 4-х томах.-Т.1,ч.2-СПб, 1910.
    12. Ульянин Ю.А. Анализ конструкторской деятельности С.А.Ульянина //Из истории авиации и космонавтики. - Национальное объединение историков естествознания и техники.-М., 1990.-Вып.60.-С.131-148: ил.
    13. ИВАК. Заседание номер 52 //Воздухоплаватель.-1910.номер 7.-С.89.
    14. Полный список дипломированных пилотов-авиаторов. Список русских пилотов-авиаторов / 1910 г./ //Авиационный альманах на 1911 год. Каталог авиационного бюро АЭРО-OFFICE. - Варшава, 1911.
    15. Лебедев В.А. Письмо в редакцию //Вестник воздухоплавания.-1911 г. номер 15.-С.40.
    16. РГВИА.Ф.802. Оп.3. Д.1363.Л.25.
    17. Boris Worobieff, Ingeniur, Die Luftfahrt in Rusland // Motor, 1914. Marz. - S.46-50.
    18. Ионов А. Так мы учились летать //Красная звезда.-1996.17 августа.
    19. РГВИА.Ф.298.Оп.1 Д.96. Л.л.1-2.
    20. РГВИА Ф.493 Оп 7.Д.6.Л.л.209-210
    21. РГВИА Ф.2000.Оп.2.Д.2575.Л.л.9-12
    22. РГВИА Ф.493.Оп.3.Д.14. Л.л.103
    23. Ульянин Ю.А. Кто был первым ? // Воздухоплаватель.-1996 номер 1. - С.16-17.
    Ответить Подписаться
Газета зарегистрирована в Московском региональном управлении Роскомпечати. Свидетельство № А-349. Распространяется по району Замоскворечье (жилые дома, предприятия, организации) с 1993 г. Периодичность - 1 раз в месяц. Тираж 16200 экз.
© 1999-2014 "Вестник Замоскворечья". 115093, г. Москва, ул. Б. Серпуховская, д. 40, стр. 2. Тел. (495) 943-03-81, (910) 424-56-71.