• Плоды кропотливого труда

    Писатель-историк Юрий Алексеевич Ульянин за книгу "Пионер русской авиации" удостоен звания лауреата Союза журналистов России "За профессиональное мастерство" по итогам 2002 года. Диплом, полученный вместе с премией, был вторым дипломом автора за его книгу. Первым был диплом кандидата технических наук.

    Книга Юрия Ульянина "Пионер русской авиации", выпущенная в 2001 году, распространилась по всем континентам мира. И это неудивительно.

    Человек, о котором идёт речь в монографии - один из создателей российской авиации Сергей Алексеевич Ульянин - ранее был известен определенному кругу лиц по энциклопедиям различного профиля, статьям в книгах, журналах и газетах, по телефильму "Крылья Отчизны", сообщениям по радио, настольным календарям и т.п. Но содержавшаяся в этих публикациях информация была скупой. Теперь у читателя появилась возможность более подробно изучить биографию национального героя России, более полно узнать о его выдающихся изобретениях и разработках.

    В книге сказано, что авиацию в России создавали Император Николай II, Великий Князь Александр Михайлович, член военного совета, генерал от кавалерии барон А.В. фон Каульбарс, полковник С.А.Ульянин и другие вдающиеся люди России.

    Автор, внучатый племянник повествования, потратил, как видно из книги, не менее 12-и лет на то, чтобы рассказать о своём предке возможно подробнее. Но и за этот срок узнать всё о таком выдающемся человеке автор, естественно, не мог. Настолько велики и многообразны заслуги, значимы плоды трудов Сергея Алексеевича УЛЬЯНИНА.

    В разных публикациях читателям сообщались разные количества первого выпуска первого выпуска Авиационного отдела (АО) Офицерской воздухоплавательной школы (ОВШ). В монографии мы находим не только точное число (10 человек), но и 11-о выпускника АО, прикомандированного к АО для сдачи экзаменов на звание пилота-авиатора России. Это поручик В.А.Соловьёв. Данные получены в Российском государственном военно-историческом архиве (РГВИА). В монографии даны биографии первых учеников АО, как тогда называли курсантов и слушателей Военно-учебных заведений. Приведены и биографии учеников Военной авиационной школы (ВАШ), прославивших свою "альма-матер" и своего учителя. Данные биографий почерпнуты в архивах, книгах, журналах и дополнены сведениями потомков русских лётчиков, их воспоминаниями.

    Довольно подробно в книге освещён ход работ по созданию воздушных змеев системы Ульянина, его змейкового поезда, вошедшего в состав змейковых станций его же конструкции. Написано, что успехом змеи пользуются и в наши дни в России и в других странах, что макеты воздушных змеев Ульянина демонстрируются на фестивалях в Москве и городах СНГ.

    Показано автором, за какие заслуги перед Россией и миром Сергея Ульянина считают пионером аэрофотосъемки, аэрофотографии и аэрофотограмметрии. Многие факты приведены впервые. Даны чертежи, схемы, фотографии и полные копии изобретений.

    Рассказано о двух проектах аэропланов Ульянина, их роли в деле становления самолётостроения в России. В приложении к монографии приведена ксерокопия проекта недостроенного двухмоторного аэроплана Ульянина, по которой читатель сам может разобраться в его ценности на тот период времени. Приводится номер архивной единицы (дела) "О постройке аэроплана Ульянина", которое в давние и последующие времена не дочитали до конца многие известные авторы книг по истории авиации и самолётостроения (оно хранится в РГВИА). Есть полемика с писателями, не разобравшимися в своё время с причинами, по которым самолёт построен не был. И до сего времени причина не выяснена. Автор книги призывает молодых читателей заняться этим.

    В приложении впервые приведена копия патента Великобритании, о котором писали, но не в Большой советской энциклопедии. О последней сказано, что редакторы этого издания "пришили" Ульянину ярлык невозвращенца. В книге чётко объяснена суть вопроса на основе архивных материалов и свидетельств родственников. Покритикована в книге и редакция Большой российской энциклопедии, которая в энциклопедии АВИАЦИЯ не написала в статье об Ульянине даже того, что ещё в 1956 году было написано в БСЭ.

    Есть критика в адрес ряда авторов книг, писавших о делах Сергея Алексеевича или неполно, или предвзято, или неверно.

    Довольно подробно изложен ход работ по проектированию и внедрению системы телемеханики по управлению движущимся объектом, автором которой был Ульянин. За это изобретение Сергей Алексеевич был назван русским Эдисоном.

    Впервые после 1899 года можно со всеми подробностями узнать о применяемом и в наши дни миниатюр-полигоне Ульянина для артиллеристов.


    Ю. Иванов

    Ответить Подписаться
Газета зарегистрирована в Московском региональном управлении Роскомпечати. Свидетельство № А-349. Распространяется по району Замоскворечье (жилые дома, предприятия, организации) с 1993 г. Периодичность - 1 раз в месяц. Тираж 16200 экз.
© 1999-2014 "Вестник Замоскворечья". 115093, г. Москва, ул. Б. Серпуховская, д. 40, стр. 2. Тел. (495) 943-03-81, (910) 424-56-71.