• Приложение "Саша". Шесть вопросов к живописцу

    Приложение "Саша". Шесть вопросов к живописцу
    Совсем рядом с редакцией "Саши", в соседнем кабинете, с начала года проходит выставка художника Ильи Исаева. Поскольку Илья молод, обаятелен и, ко всему прочему, преподает в школе, мы решили познакомиться с ним поближе.

    - Илья, расскажите немного о себе. Чем вас, географа, увлекала живопись? Как вы стали художником?

    • Мой дедушка, Иван Федорович, мастер на все руки, с увлечением занимался резьбой по дереву, чеканкой, живописью. Поэтому мне в детстве было с кого брать пример, и рисовать я начал, сидя на горшке. А страсть к путешествиям привитая мне отцом, привела меня на географический факультет МГУ. География - неотъемлемая часть моей жизни: пять лет преподавал ее в средней школе, также занимался теоретической картографией. Университетское образование, кстати, помогает живописи: например, усвоить секреты распространения, преломления, поглощения и разложения света в воздушной среде. Кроме того, трудно переоценить важность для пейзажиста знаний законов природы. Что касается занятий живописью, то я часто ходил с этюдником на природу, занимался самообразованием по книгам, короче "варился в собственном соку". Лет пять назад стал общаться с художниками-профессионалами. Тогда я и понял, что под руководством опытных наставников путь художественного образования можно сократить в несколько раз.
    - В этом году вы стали преподавать ИЗО. Как обычно проходит ваш урок, как оцениваете работы ваших учеников?

    - На своем первом уроке я задал детям сочинение "зачем людям нужно искусство? ". Дело в том, что приходится слышать такие вопросы: "А зачем моему ребенку рисование, все равно он не станет художником? ". Вот как ответили дети:

    • искусство нужно для того, чтобы развивать фантазию и способности человека,
    • искусство нужно для того, чтобы лучше понять, как устроен мир,
    • вся жизнь - это искусство в разных жанрах.
    Замечательно то, что на этом уроке все дети были погружены в раздумья и, наверняка, сделали для себя много открытий. Хотя не могу удержаться от того, чтобы не процитировать и другие "шедевры":
    • изобразительное искусство развивает работу рук,
    • для наслаждения большинство людей используют искусство: когда человек творит искусство он удовлетворяется,
    • человеку нужно искусство для славы и денег, и просто для развлечения. Некоторые рисуют от нечего делать.
    Приложение "Саша". Шесть вопросов к живописцу
    Теперь о том, как проходят мои уроки. Сначала рассказываю о знаменитых художниках, показываю репродукции их картин. Затем идет теория. Обязательно на доске сделаю, в качестве примера, свой рисунок. Стараюсь задания побольше разнообразить свободными темами, например: "Как я буду проводить каникулы", "Фантастический город будущего" и т.д. Когда ставлю оценки, поощряю за необычность сюжета или композиции, так что у всех есть возможность отличится. Главное "старание и фантазия".

    - Любого ли ребенка можно научить хорошо рисовать?

    • К сожалению, если у ребенка с рождения те участки головного мозга, которые отвечают за зрительную память, или мелкую моторику, не получили нормального развития или повреждены, то художника из него сделать практически невозможно, точно так же, как бесполезно с нарушениями вестибулярного аппарата пытаться стать воздушным акробатом. Однако, рисовать таким детям надо обязательно. Это как лечебная физкультура. Любое творчество дает человеку колоссальную пользу. А хороший преподаватель должен хотя бы научить детей анализировать чужие работы, прививать художественный вкус. Как часто приходится слышать: "Я ничего не понимаю в живописи". Интересно, как посмотрели бы на такого человека, если бы он заявил, что не разбирается, хороша ли прочитанная им книга, или просмотренный кинофильм. Почему-то отсутствие элементарного художественного образования у нас не считается признаком невежества.
    - Чем должен руководствоваться художник, определяя жанр, в котором он будет работать?
    • Важно, чтобы художник не выдавливал из себя творчество, как засохшую пасту из тюбика. Мне приходилось слышать нытье, что, дескать, в живописи уже все сказано и сделано, никого уже традиционной живописью не удивишь и задача художника выдумывать из ряда вон выходящее. Интересно, относится ли это к литературе, музыке, кино? Как правило, такие заявления делают самые рядовые художники, которым не хватает художественных знаний, а иногда и общей культуры. Думающий человек понимает, что окружающий нас мир - неиссякаемый источник для творческих находок в любом жанре, чем больше его изучаешь, тем больше интересных сюжетов он подсказывает. Вообще настоящий художник должен намного глубже, чем обычный человек, постигать суть вещей и явлений, для того чтобы его произведения давали людям новые знания, ощущения, помогали им совершенствоваться. И без обобщения не может быть настоящего искусства - не тот художник, кто точь-в-точь копирует только то, что видит глаз, также как не тот поэт, кто только умеет рифмовать слова.
    Если художник останавливается в своем общем развитии, то сразу его новые творения становятся самоплагиатом, так что ему надо постоянно работать над собой. Нормальное явление, когда художника переполняют эмоции, и он не успевает и не может чисто технически воплотить их в картину. Вот это и есть радость творческого поиска, такое бывает, когда работа идет от души, и всегда найдутся люди, которым она будет интересна. Никогда нельзя художнику заставлять себя писать то, что ему неорганично. Великолепные примеры - Брюллов и Серов, которых никакими деньгами нельзя было соблазнить на нелюбимые сюжеты. Так что художникам надо не стеснясь писать то, что им близко и радует их. Хотя иногда надо браться и за тревожные темы, от них никуда не денешься.

    - Многие живописцы пишут свои картины по фотографиям. Как вы к этому относитесь?

    • Начнем с того, что творчеством это не назовешь. Получается, художник берет заданную краску и кладет ее в заданное место, простите за каламбур. Кроме того, ни одна фотография не способна передать то богатство красочных оттенков, которые способен увидеть хороший художник, так что "картину с открытки" можно вычислить за несколько секунд, и грош ей цена. Подобные шедевры пишутся "мертвописцами" чаще всего для продажи или на заказ. Между прочим, по этой теме хорошо прошелся замечательный детский писатель В. Крапивин в книге "Журавленок и молнии". Вообще-то некоторые детали рисунка можно уточнять по фотографии, но делать по ней живопись - все равно, что петь под фонограмму.
    - Среди ваших картин много детских портретов. Почему?
    • Потому, что дети радуют меня своей открытостью, отсутствием лицемерия и тех отрицательных качеств, которые в большей степени присущи взрослым. Для них не существуют такие понятия, как деловой, предприимчивый, энергичный, пробивной человек, а есть только добрые и злые, хорошие и плохие. К сожалению, в наше время перемены ценностей, про детей забывают. Конечно, ведь отношения с ними могут быть только бескорыстными и дети это чувствуют.
    Ответить Подписаться
Газета зарегистрирована в Московском региональном управлении Роскомпечати. Свидетельство № А-349. Распространяется по району Замоскворечье (жилые дома, предприятия, организации) с 1993 г. Периодичность - 1 раз в месяц. Тираж 16200 экз.
© 1999-2014 "Вестник Замоскворечья". 115093, г. Москва, ул. Б. Серпуховская, д. 40, стр. 2. Тел. (495) 943-03-81, (910) 424-56-71.