Спешу в храм, окрыленная новостью, что к Пасхе этого года он обрел голос. Любуюсь только что установленными на колокольне двенадцатью певучими красавцами - от мала до велика. Теперь они вместе с двенадцатью братьями-месяцами в течение годового круга будут разносить окрест благую весть.
Язык колокола всегда был и будет понятен без слов, ведь он взывает к душе человеческой. Колоколом созывали народ на вече, метельным звоном будили замерзающего, звали на помощь набатным или всполошным. Торжественным гласом приветствовали царей и победителей. Под звон колоколов на Руси протекали все важнейшие события, как в жизни страны, так и отдельного человека: рождение, венчание, уход в мир иной незримо пронизывали чистые, стройные звуки. Скольких заблудших путников и в буквальном и в переносном смысле спасительный звон вывел на свет Божий…
90-е годы прошлого века можно назвать временем возрождения колокольных звонов в России. Пришло время, когда усилия отдельных энтузиастов, собравшихся вместе, увенчались успехом. И хотя проблем еще много, главное - лед тронулся.
Московский Колокольный центр действует с 1995 года по благословению Святейшего Патриарха. На курсы принимаются все желающие, в первую очередь по рекомендациям храмов и монастырей. Главное, быть православным и иметь чувство ритма. Однако курсами подготовки звонарей деятельность Центра не ограничивается: используя свой потенциал, преподаватели и слушатели курсов оказывают помощь храмам в подборе и приобретении настроенных на определенный лад звонниц, дефектоскопии и ремонте разбитых колоколов, проводят выставки, участвуют в фестивалях духовной музыки. В Колокольный центр обращаются и студенты вузов, и ученые, и музыканты. Помимо аудио - и видеозаписей, партитур звонов там имеется обширная библиотека о колокольном искусстве и церковном звоне. Это и копии недоступных ныне книг из фондов Российской государственной библиотеки, а также новые, собственные издания. А ведь еще десять лет назад подобный размах казался несбыточной мечтой…
- Никак не могли определиться, сколько же времени может занять обучение будущих звонарей? - вспоминает руководитель центра Виктор Григорьевич Шариков - Но Бог надоумил: осенью открыли курсы, а батюшки - им, понятно, не терпится иметь своих звонарей - спрашивают: смогут ли новички звонить к Рождеству?.. Через три месяца тот же самый вопрос: а к Пасхе?
Так и сделали: программа обучения была составлена на три месяца - вполне достаточный срок, чтобы освоить азы звонарского искусства, а дальше, конечно, все зависит от меры таланта, отпущенного Господом.
- Звонить приходят даже известные музыканты, - продолжает Виктор Григорьевич. - А один однажды признался, что скрипке до колокола далеко - диапазон меньше.
По крутой лестнице Виктор Григорьевич ведет меня в учебную звонницу. На самом верху колокольни - храмовая звонница, а учебная размещена ярусом ниже. С иконы на противоположной от входа стене нас встречает ясный взор и благословляющие персты Сергия Радонежского… Здесь не только множество колоколов самых разных размеров, включая музейные экспонаты, но и била. Последние, стоявшие у истоков православного звона, иногда называют плоскими колоколами. Прародители современных колоколов переживают ныне вторую молодость: они просты в изготовлении, имеют меньший вес при той же силе звучания и даже более низкий тон. Что мне Виктор Григорьевич и демонстрирует, взяв в руки деревянный молоток. В стенах чудом сохранившейся древней кладки низкий долгий звук постепенно уходит через окно в светлый воздух летнего вечера, стелясь над Москвой-рекой. Рябь воды тихо колеблется в такт расходящемуся гулу. Звук, истаявший физически, продолжает звучать в безмолвии души…
- На практике было замечено, что низкие тона колоколов влияют на человека более благоприятно, чем высокие. Поэтому на Руси любили отливать массивные колокола, весом в сотни, а иногда и тысячи пудов, например, Успенский на колокольне Ивана Великого - самый большой звучащий колокол христианского мира. Конечно, присутствовал и элемент престижности: чем больше вес колокола, тем выше значение самого храма. Мощи и твердости веры.
Мы возвращаемся в пустой учебный класс. Занятия давно закончились и здесь кроме нас, только одна девушка в наушниках. На протяжении нашей беседы все время слышно едва уловимое, серебристое пение колоколов. Не пойму, откуда оно исходит, ведь учебная звонница над нами, и если бы там сейчас практиковался кто-то из ребят, звук был бы гораздо громче. Наконец догадываюсь: колокольный звон идет из наушников. Все так: ведь не рок-музыку и не урок английского языка слушает здесь, затаив дыхание, эта девочка…
В комнату заглядывает юноша и зовет сокурсницу: "Пойдем звонить! "
Провожая их взглядом, невольно улыбаюсь, а Виктор Григорьевич говорит:
- Контакт с колоколами даже замкнутого человека делает общительным - ребята находят здесь друзей, но в первую очередь, самих себя. Что всегда делал колокол? Созывал и объединял людей! Вот приходит недавно студент из Свято-Тихоновского Богословского института, спрашивает: "Можно я отдохну? " То есть, позвоню. В чем тут секрет? Человек находит в колокольном звоне те звуки, которые нужны его душе сейчас…
- То, что звонари со временем глохнут, все это байки. Вот ноги - от перемещения от одного колокола к другому - бывает, побаливают. Ребята бросают свои бируши - чем дольше слушаешь колокол, тем больше распознаешь оттенков тона, вызывающих самые разные ассоциации… Колокольный звон к тому же очищает воздух - вибрация передается на частицы пыли и грязи, которая прилепляется к образам. В тех храмах, где колокола звонят постоянно, намного чище.
В основном, слушатели курсов люди уже взрослые - от двадцати до тридцати лет, но есть и школьники, и даже пенсионеры: принимаются все желающие от 13 до 65 лет. Среди них женщины и девушки, которые в моем представлении не вяжутся с образом звонаря, что я и высказываю вслух.
- Вы не правы, - замечает Виктор Григорьевич. - Раньше на Руси очень часто звонили женщины - ведь в селах после опустошительных войн часто оставались одни бабы да старики. Женских монастырей тоже было очень много…
Русский человек всегда относился к колокольному звону благоговейно, помня о божественной природе его звука. Недаром глас колокола, возвещающий о чтении Евангелия, называется Благовестом. Он, словно голосом с неба, обрамляет собою всю церковную службу. Мерными ударами в самый большой колокол начинается и завершается Божественная литургия… Колокольный звон делает человека сопричастным храмовому действу даже тогда, когда тот находится вне стен церкви. Колокол призывает к молитве, заставляя хоть на мгновение забыть о повседневных заботах и вспомнить о Боге.
- Православный звон всегда основывался на строгости и простоте, - продолжает Виктор Григорьевич, - но никто не запрещает в рамках существующих канонов проявлять творчество. Звонарь сам себе и композитор, и исполнитель, и импровизатор. Его задача так оттенить звон, чтобы сегодня показать Успение, а завтра - Рождество Богородицы… С помощью разной силы ударов, темпа и ритма передать покой и скорбь, ликование и тревогу… Но первое, о чем должен помнить звонарь, стоя на колокольне: он связующее звено между храмом и небом. Что церковный звон является равноценным храмовым священнодействием, ведь им начинается и заканчивается богослужение.
Традиционно сложились особые виды звона: благовест, перебор проводной (погребальный), звоны будничные, свадебные (разгонные), встречные и, наконец, праздничные, среди которых различают великие, средние, красные и особую форму - трезвон. Наиболее сложный по исполнению, но самый яркий в музыкальном отношении, он состоит из трех частей, соединенных в единое целое, да и само название его происходит от слияния слов "три звона". "Красный" звон во все колокола ("во вся тяжкая") поражает своей мощью и красотой на Великие праздники…
У звонарей есть такое понятие: благозвучие. Колокола на звонницы всегда подбирались таким образом, чтобы все вместе они образовывали стройный звон-хор. Если какой-либо колокол диссонировал с остальными, выпадая из общего строя, он получал меткое прозвище: "баран", "беспутный" и, как правило, исключался из звона. Для звонниц обычно подбирают три группы колоколов: большие благовестники, средние - подзвоны и малые зазвонные колокольчики. Что касается звучания и тональности, то это зависит от веса, формы и качества литья: сто отлитых одинаковых колоколов на одном и том же производстве будут звучать по-разному - влияет и температура заливки и то, как металл остывал.
Голос каждого колокола неповторим, и часто им дают прозвища по этой причине. Благовестник Ростовского Кремля "Лебедь" получил это имя за свой гортанный звук, его сладкоголосый сосед "Красный" - за бархатистое звучание, "Медведь" в Кремлевской звоннице - за протяжный, густой бас…
Бесполезно ждать звука от треснутого колокола. Поэтому, помимо основ православного церковного звона и музыкальной акустики на курсах затрагиваются темы, направленные на практические цели. Производство колоколов и бил, оборудование звонниц, меры безопасности при работе с колоколами - все это должен знать будущий звонарь, потому что он и никто другой отвечает за вверенный ему инструмент. Ведь даже бронзовый великан-благовестник несмотря на кажущуюся прочность - хрупкое создание, и требует бережного к себе отношения, особенно в морозную погоду. Продолжительность жизни колокола зависит как от качества литья, так и от умелого обращения с ним самого звонаря.
Судьба у колоколов, как и у людей, разная. Встречаются среди них и долгожители, например, Никоновский 1420-го (!) года рождения из Свято-Троицкой Сергиевой лавры. А гигант-благовестник Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде жил бы и жил, если бы не человеческая поспешность: попытка снять его во время войны (боялись, как бы наступающим немцам не достался) привела к тому, что он разбился при падении, чуть ли не разрушив колокольню…
Перед установкой на звонницу над колоколом всегда совершают чин освящения: кропят снаружи и изнутри святой водой и читают молитвы: "… гласом звона сего освященного, всякое уныние с ленивством от сердец верных Твоих отжени… и спешных на молитву, скорых же ко всякому благому делу, Твоею силою сотвори… от злорастворенных воздухов заветрения соблюдая… "
Благословленный и созданный истинными мастерами своего дела колокол обязательно будет жить долго и осенять нас звучащим крестом - движущейся одновременно горизонталью и вертикалью объемного звучания. Зова…
Марина Анашкевич
на фото: