• Приложение "Православные беседы". Тяжелой бронзы звук

    Приложение "Православные беседы". Тяжелой бронзы звук
    Приложение "Православные беседы". Тяжелой бронзы звук
    Без казино, модельных агентств и фабрик звезд русскую землю представить можно, а вот без храмов, икон и колокольного звона - нет. Узнав, что при храме святителя Николая в Заяицком есть Колокольный центр, где обучают церковному звону, я от души порадовалась: не всем нашим детям быть крупье, брокерами и порнозвездами.

    Спешу в храм, окрыленная новостью, что к Пасхе этого года он обрел голос. Любуюсь только что установленными на колокольне двенадцатью певучими красавцами - от мала до велика. Теперь они вместе с двенадцатью братьями-месяцами в течение годового круга будут разносить окрест благую весть.

    Язык колокола всегда был и будет понятен без слов, ведь он взывает к душе человеческой. Колоколом созывали народ на вече, метельным звоном будили замерзающего, звали на помощь набатным или всполошным. Торжественным гласом приветствовали царей и победителей. Под звон колоколов на Руси протекали все важнейшие события, как в жизни страны, так и отдельного человека: рождение, венчание, уход в мир иной незримо пронизывали чистые, стройные звуки. Скольких заблудших путников и в буквальном и в переносном смысле спасительный звон вывел на свет Божий…

    90-е годы прошлого века можно назвать временем возрождения колокольных звонов в России. Пришло время, когда усилия отдельных энтузиастов, собравшихся вместе, увенчались успехом. И хотя проблем еще много, главное - лед тронулся.

    Московский Колокольный центр действует с 1995 года по благословению Святейшего Патриарха. На курсы принимаются все желающие, в первую очередь по рекомендациям храмов и монастырей. Главное, быть православным и иметь чувство ритма. Однако курсами подготовки звонарей деятельность Центра не ограничивается: используя свой потенциал, преподаватели и слушатели курсов оказывают помощь храмам в подборе и приобретении настроенных на определенный лад звонниц, дефектоскопии и ремонте разбитых колоколов, проводят выставки, участвуют в фестивалях духовной музыки. В Колокольный центр обращаются и студенты вузов, и ученые, и музыканты. Помимо аудио - и видеозаписей, партитур звонов там имеется обширная библиотека о колокольном искусстве и церковном звоне. Это и копии недоступных ныне книг из фондов Российской государственной библиотеки, а также новые, собственные издания. А ведь еще десять лет назад подобный размах казался несбыточной мечтой…

    - Никак не могли определиться, сколько же времени может занять обучение будущих звонарей? - вспоминает руководитель центра Виктор Григорьевич Шариков - Но Бог надоумил: осенью открыли курсы, а батюшки - им, понятно, не терпится иметь своих звонарей - спрашивают: смогут ли новички звонить к Рождеству?.. Через три месяца тот же самый вопрос: а к Пасхе?

    Так и сделали: программа обучения была составлена на три месяца - вполне достаточный срок, чтобы освоить азы звонарского искусства, а дальше, конечно, все зависит от меры таланта, отпущенного Господом.

    Приложение "Православные беседы". Тяжелой бронзы звук

    Приложение "Православные беседы". Тяжелой бронзы звук
    Учебный день спланирован следующим образом: два часа теория, три - практика. Тут ребята сами выбирают себе время, и такой гибкий график очень удобен. В журнале практических занятий каждый час и в утренние и в вечерние часы расписан, ведь основную учебу или работу будущих звонарей никто не отменял! И все-таки люди находят время.

    - Звонить приходят даже известные музыканты, - продолжает Виктор Григорьевич. - А один однажды признался, что скрипке до колокола далеко - диапазон меньше.

    По крутой лестнице Виктор Григорьевич ведет меня в учебную звонницу. На самом верху колокольни - храмовая звонница, а учебная размещена ярусом ниже. С иконы на противоположной от входа стене нас встречает ясный взор и благословляющие персты Сергия Радонежского… Здесь не только множество колоколов самых разных размеров, включая музейные экспонаты, но и била. Последние, стоявшие у истоков православного звона, иногда называют плоскими колоколами. Прародители современных колоколов переживают ныне вторую молодость: они просты в изготовлении, имеют меньший вес при той же силе звучания и даже более низкий тон. Что мне Виктор Григорьевич и демонстрирует, взяв в руки деревянный молоток. В стенах чудом сохранившейся древней кладки низкий долгий звук постепенно уходит через окно в светлый воздух летнего вечера, стелясь над Москвой-рекой. Рябь воды тихо колеблется в такт расходящемуся гулу. Звук, истаявший физически, продолжает звучать в безмолвии души…

    Приложение "Православные беседы". Тяжелой бронзы звук

    Приложение "Православные беседы". Тяжелой бронзы звук
    Даже не верится, что эти волнующие до слез звуки, разносимые далеко окрест, производит холодный металл. И вот что знаменательно: с помощью математического эксперимента было доказано, что излучение звука колокола в свободном пространстве по своей направленности представляет собой… объемный крест. А знаете, что еще открыли недавно ученые? Солнце гудит как колокол! Внутри него каждые несколько минут возникают звуковые волны. Их частота слишком низка для нашего слуха, но приборы ее улавливают.

    - На практике было замечено, что низкие тона колоколов влияют на человека более благоприятно, чем высокие. Поэтому на Руси любили отливать массивные колокола, весом в сотни, а иногда и тысячи пудов, например, Успенский на колокольне Ивана Великого - самый большой звучащий колокол христианского мира. Конечно, присутствовал и элемент престижности: чем больше вес колокола, тем выше значение самого храма. Мощи и твердости веры.

    Мы возвращаемся в пустой учебный класс. Занятия давно закончились и здесь кроме нас, только одна девушка в наушниках. На протяжении нашей беседы все время слышно едва уловимое, серебристое пение колоколов. Не пойму, откуда оно исходит, ведь учебная звонница над нами, и если бы там сейчас практиковался кто-то из ребят, звук был бы гораздо громче. Наконец догадываюсь: колокольный звон идет из наушников. Все так: ведь не рок-музыку и не урок английского языка слушает здесь, затаив дыхание, эта девочка…

    В комнату заглядывает юноша и зовет сокурсницу: "Пойдем звонить! "

    Провожая их взглядом, невольно улыбаюсь, а Виктор Григорьевич говорит:

    - Контакт с колоколами даже замкнутого человека делает общительным - ребята находят здесь друзей, но в первую очередь, самих себя. Что всегда делал колокол? Созывал и объединял людей! Вот приходит недавно студент из Свято-Тихоновского Богословского института, спрашивает: "Можно я отдохну? " То есть, позвоню. В чем тут секрет? Человек находит в колокольном звоне те звуки, которые нужны его душе сейчас…

    Приложение "Православные беседы". Тяжелой бронзы звук

    Приложение "Православные беседы". Тяжелой бронзы звук
    Да, это так. Современная медицина пришла к выводу, что колокольным звоном лечится целый ряд психических заболеваний. Звучащий колокол кроме слышимых человеческим ухом частот излучает ультра - и инфразвуковые волны.

    - То, что звонари со временем глохнут, все это байки. Вот ноги - от перемещения от одного колокола к другому - бывает, побаливают. Ребята бросают свои бируши - чем дольше слушаешь колокол, тем больше распознаешь оттенков тона, вызывающих самые разные ассоциации… Колокольный звон к тому же очищает воздух - вибрация передается на частицы пыли и грязи, которая прилепляется к образам. В тех храмах, где колокола звонят постоянно, намного чище.

    В основном, слушатели курсов люди уже взрослые - от двадцати до тридцати лет, но есть и школьники, и даже пенсионеры: принимаются все желающие от 13 до 65 лет. Среди них женщины и девушки, которые в моем представлении не вяжутся с образом звонаря, что я и высказываю вслух.

    - Вы не правы, - замечает Виктор Григорьевич. - Раньше на Руси очень часто звонили женщины - ведь в селах после опустошительных войн часто оставались одни бабы да старики. Женских монастырей тоже было очень много…

    Приложение "Православные беседы". Тяжелой бронзы звук

    Приложение "Православные беседы". Тяжелой бронзы звук
    Известен такой случай, произошедший в войну. В село Левашово под Ярославлем наехало множество людей с погонами - хотели снимать колокола с церкви. И тогда оставшиеся в селе старухи и женщины легли вокруг церкви и… не дали. Их обливали водой из пожарных шлангов, затыкали соломой рты, увозили в милицию "зачинщиков беспорядка". Целую неделю каждый день приезжали "товарищи" из НКВД, грозя самыми страшными мерами. И что же? Колокола-красавцы в этом селе висят и по сей день, радуя округу своими удивительными голосами. Призывая всех в храм, они напоминают о стойкости духа наших матерей, о долге живущих перед ушедшими и будущими поколениями…

    Русский человек всегда относился к колокольному звону благоговейно, помня о божественной природе его звука. Недаром глас колокола, возвещающий о чтении Евангелия, называется Благовестом. Он, словно голосом с неба, обрамляет собою всю церковную службу. Мерными ударами в самый большой колокол начинается и завершается Божественная литургия… Колокольный звон делает человека сопричастным храмовому действу даже тогда, когда тот находится вне стен церкви. Колокол призывает к молитве, заставляя хоть на мгновение забыть о повседневных заботах и вспомнить о Боге.

    - Православный звон всегда основывался на строгости и простоте, - продолжает Виктор Григорьевич, - но никто не запрещает в рамках существующих канонов проявлять творчество. Звонарь сам себе и композитор, и исполнитель, и импровизатор. Его задача так оттенить звон, чтобы сегодня показать Успение, а завтра - Рождество Богородицы… С помощью разной силы ударов, темпа и ритма передать покой и скорбь, ликование и тревогу… Но первое, о чем должен помнить звонарь, стоя на колокольне: он связующее звено между храмом и небом. Что церковный звон является равноценным храмовым священнодействием, ведь им начинается и заканчивается богослужение.

    Традиционно сложились особые виды звона: благовест, перебор проводной (погребальный), звоны будничные, свадебные (разгонные), встречные и, наконец, праздничные, среди которых различают великие, средние, красные и особую форму - трезвон. Наиболее сложный по исполнению, но самый яркий в музыкальном отношении, он состоит из трех частей, соединенных в единое целое, да и само название его происходит от слияния слов "три звона". "Красный" звон во все колокола ("во вся тяжкая") поражает своей мощью и красотой на Великие праздники…

    У звонарей есть такое понятие: благозвучие. Колокола на звонницы всегда подбирались таким образом, чтобы все вместе они образовывали стройный звон-хор. Если какой-либо колокол диссонировал с остальными, выпадая из общего строя, он получал меткое прозвище: "баран", "беспутный" и, как правило, исключался из звона. Для звонниц обычно подбирают три группы колоколов: большие благовестники, средние - подзвоны и малые зазвонные колокольчики. Что касается звучания и тональности, то это зависит от веса, формы и качества литья: сто отлитых одинаковых колоколов на одном и том же производстве будут звучать по-разному - влияет и температура заливки и то, как металл остывал.

    Голос каждого колокола неповторим, и часто им дают прозвища по этой причине. Благовестник Ростовского Кремля "Лебедь" получил это имя за свой гортанный звук, его сладкоголосый сосед "Красный" - за бархатистое звучание, "Медведь" в Кремлевской звоннице - за протяжный, густой бас…

    Бесполезно ждать звука от треснутого колокола. Поэтому, помимо основ православного церковного звона и музыкальной акустики на курсах затрагиваются темы, направленные на практические цели. Производство колоколов и бил, оборудование звонниц, меры безопасности при работе с колоколами - все это должен знать будущий звонарь, потому что он и никто другой отвечает за вверенный ему инструмент. Ведь даже бронзовый великан-благовестник несмотря на кажущуюся прочность - хрупкое создание, и требует бережного к себе отношения, особенно в морозную погоду. Продолжительность жизни колокола зависит как от качества литья, так и от умелого обращения с ним самого звонаря.

    Судьба у колоколов, как и у людей, разная. Встречаются среди них и долгожители, например, Никоновский 1420-го (!) года рождения из Свято-Троицкой Сергиевой лавры. А гигант-благовестник Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде жил бы и жил, если бы не человеческая поспешность: попытка снять его во время войны (боялись, как бы наступающим немцам не достался) привела к тому, что он разбился при падении, чуть ли не разрушив колокольню…

    Перед установкой на звонницу над колоколом всегда совершают чин освящения: кропят снаружи и изнутри святой водой и читают молитвы: "… гласом звона сего освященного, всякое уныние с ленивством от сердец верных Твоих отжени… и спешных на молитву, скорых же ко всякому благому делу, Твоею силою сотвори… от злорастворенных воздухов заветрения соблюдая… "

    Благословленный и созданный истинными мастерами своего дела колокол обязательно будет жить долго и осенять нас звучащим крестом - движущейся одновременно горизонталью и вертикалью объемного звучания. Зова…
    Марина Анашкевич

    на фото:

    • №2
      Главный торжественный колокол храма Христа Спасителя. 1877 г.
    • №3
      Колокол Саввино-Сторожевского монастыря. 1667 г.
    • №4
      Воскресный колокол храма Христа Спасителя. 1878 г.
    • №5
      Колокольня храма свт. Николая в Заяицком