• Приложение "Православные беседы". Записки православного врача

    Приложение "Православные беседы". Записки православного врача
    Владимир Алексеевич Непомнящих, врач. До 1997 года служил в Вооруженных Силах (Германия, Закавказье, Казахстан), подполковник медицинской службы.

    Отчего мы болеем? Современная медицина достигла больших успехов в изучении истоков зарождения болезней человека. В человеческом теле не осталось места, куда бы не проникло пытливое око врача через рентгеновские, лазерные лучи, эндоскопическую чудо-технику. Отчего же тогда не только не уменьшается, но и увеличивается число больных? Что такое болезнь с христианской точки зрения?

    Передо мною сборник Гермогена Шиманского "Болезни по учению святых отцов и подвижников Православной Церкви", написанный в 1962 году для учащихся духовных заведений. Мне бы хотелось собственные врачебные воззрения подтвердить высказываниями подвижников благочестия из этого труда. Пренебрежение элементарными гигиеническими требованиями (полноценное питание, рациональное сочетание труда и отдыха, уход за телом) приводит к преждевременному изнашиванию нашего тела. Организм человека требует бережного к себе отношения и не терпит никаких излишеств. Природе человеческого естества претит курение, алкоголь, ранняя половая близость, наркотики, переедание, леность, изнеженность, слабоволие и уныние. Долголетию помогают труд, физическая активность, доброта и улыбчивость, периодическая разгрузка организма (посты), рациональная одежда, закаливание. Бездумная жизнь рано или поздно приведет к больничной кровати. Для больного человека очень важно, находясь на стационарном лечении, понять, что он сам виноват в происшедших событиях. Если болезнь не зашла слишком далеко, то достаточно искреннего раскаяния пациента, как быстро наступит выздоровление. А уж потом надо стараться поддерживать свое тело в чистоте и целомудрии.

    Физические причины заболеваний, как правило, хорошо видны и врачу и пациенту. Например: в холодную погоду легко оделся, простыл и заболел. Однако болезни имеют и духовную природу и с духовной точки зрения рассматриваются как вразумление, испытание и чаще всего как наказание за грехи. Преподобный Варсонофий Великий указывает, что "наказательные" болезни посылаются за духовное нерадение, за нечистую, греховную жизнь: живущие нерадиво и нечисто впадают в болезни, пока не исправятся… Таковые покаянием могут избавиться от "наказательных" болезней. "Отыми грех", - говорит преподобный Серафим Саровский, - "и не будет болезней, потому что они бывают в нас от греха". Возникает вопрос: неужели каждого больного надо считать осужденным за грехи? Неужели все болезни от грехов? "Не все", - отвечает святитель Иоанн Златоуст, - "но большая часть".

    Вспоминаю поразительный случай. В кабинет врывается студент, излагает свои жалобы, потом вдруг заявляет: "Знаете, доктор, мне так плохо. Я такая скотина и так запутался, что не передать словами". А я ведь кроме "здравствуйте" и "проходите сюда, на это кресло" ничего не успел сказать. Хотя видел душевно страдающего парня. Заболевшего банальным острым конъюнктивитом обоих глаз. Не из-за глазного заболевания, а, имея желание помочь и поддержать человека, я его госпитализировал на короткий срок. Он рассказал мне, что никого не любя, живет половой жизнью с двумя женщинами. Всем врет, не испытывает радости в жизни. Одна женщина гораздо старше его, ублажает, кормит и одевает. Сергей никому уже не верит и не знает, как жить дальше. Разумеется, на основании своего жизненного опыта подсказал, как выйти с честью из трудных жизненных обстоятельств. Быстро вылечился конъюнктивит, и уврачевалась духовная болезнь. Радостно было видеть Сергея через месяц, когда он вернулся к нормальной учебе, расставшись с великовозрастной любовницей. Если бы так было просто всегда. Увы, в жизни всегда гораздо сложнее.

    Часто больным рассказываю следующую историю: "Образно говоря, для того, чтобы вылечиться, больному надо нагрузить тачку камнями и затащить на гору. Совершив этот труд, он может исцелиться. Чем сложнее болезнь, тем больше камней в тачке и выше гора. Задача врача - воодушевлять больного на этот подвиг. "Так, - говорит врач, - начали погрузку. Довольно камней, иначе надорвешься. Поехали. Стой, достаточно, передохни. А теперь снова за работу". При этом врач находится рядом с больным. Если больному очень тяжело, он достиг уже почти вершины, но собственных сил не хватает - тогда приходиться и врачу впрячься. Однако человек слаб. Стоит ему посулить другие способы исцеления, например, подъемный кран за большие деньги, как он тут же бросает тачку. В этом случае врачу не следует обижаться, излишне печалиться, а нужно вовремя отойти в сторону. Смотри и жди, пока твой пациент вылезет из-под груды камней, убедится, что кран уехал, прихватив деньги. Выхода нет, приходится снова грузить камни".

    Быть хорошим, истинным врачом очень трудно. Существует неразрывная связь между больным и врачом. Врач своими добродетелями постоянно воспитывает больных, а больные создают врача. Путь этот не усеян розами, а сплошь и рядом шипами. Я благодарен всем моим пациентам, которые лечились у меня. С вами, мои дорогие, и благодаря вам я и стал врачом. Простите меня за недостаток знания, терпения, милосердия.

    Ох, если бы вы лечились сейчас. Приведу несколько примеров из своей практики военного врача. Александр, 33 года, при ремонте машины получил осколочное ранение правого глаза. Поступил через двое суток после получения травмы с явлениями гнойного процесса в глазу. Осколок удалось извлечь магнитом из стекловидного тела, но возникла угроза удаления глазного яблока. Лучшие медицинские светила настаивали на удалении глазного яблока. А мне, лечащему врачу, было так жаль этого доброго, симпатичного парня, что я всю ночь не сомкнул глаз. "Господи", - думал я, - "не может быть, чтобы не было выхода". И выход нашелся. Терять было нечего, и я сделал одну рискованную инъекцию под глазное яблоко. К счастью, этого оказалось достаточно для спасения глазного яблока. Глаз ослеп, но внешне ничем не отличался от здорового. "Какие грехи были у Саши? " - спросите вы. Саша любил погулять, прихвастнуть, прихватить с работы казенное добро, чурался религии. Лечение его осложнялось наличием сложного сопутствующего заболевания - распространенной склеродермии. Пережили мы с Сашей еще одно серьезное испытание. Через год после травмы воспалился левый глаз, и зрение резко упало. Саша ревел белугой, каялся, что не слушался моих советов и едва различал свои пальцы. Положение было критическим. Я раскаивался не меньше Саши в том, что не удалил глазное яблоко. Однако вера в восстановление зрения у меня не иссякла. И я предпринял весьма рискованный шаг. В январе месяце вывез больного на святой источник, в двадцатиградусный мороз вначале нырнул сам, а потом трижды окунул Александра. Думал я не только о возможном исцелении, но и о закате врачебной карьеры. И еще о том, что придется платить его жене и дочери деньги на содержание главы семьи. Однако болезнь отступила, и вскоре зрение возвратилось целиком. Александр даже сел за руль автомобиля.

    Однако вернемся к духовным причинам болезней. Некоторые травмы и заболевания даются Богом человеку, чтобы спасти его от неминуемой гибели. Человек оказывается в больнице, а в это время жизненные обстоятельства складывались для него фатально. И могла даже наступить смерть человека. Однажды поступил офицер с травмированным правым глазом. Зимой, в гололед, он собирался вместе с семьей ехать за триста километров к родителям. Никто и ничто не могло его вразумить, чтобы отказаться от этой затеи. И вдруг буквально на ровном месте он споткнулся и повредил себе глаз.

    Бывают и такие болезни, которые даются подвижникам для их духовного возрождения и восхождения по духовной лестнице через добровольное несение телесных скорбей. Некоторые страдальцы уже при жизни удостаиваются мученического венца. Но такие болезни надо заслужить. Есть еще одна группа болезней - от воздействия колдунов, ведьм, магов и так далее. Они известны в народе как "сглаз", "порча", "проклятье". Внезапное острое начало, высокая температура, лихорадочное состояние (особенно у детей) без видимых причин, могут указывать на данную причину возникновения болезней. Подозрительными могут быть вялость, сонливость, подавленное настроение, уныние, тоска в сочетании с расслабленной походкой. Помните, что и эти болезни даны Богом либо по нашим грехам, либо для нашего вразумления и обращения к вере. В любом случае, не обращайтесь к знахаркам, а к врачам телесным и духовным. Обычному врачу с помощью медикаментов удается оказать неотложную помощь и первоначальное лечение.

    Духовное (истинное) лечение осуществляется в Церкви через таинства (исповедь, причастие, соборование). Самым грозным наказанием за грехи человека является лишение разума - сумасшествие (беснование). Гораздо чаще встречается малое беснование, когда человек одержим различными страстями: гордыня, зависть, упорство, сребролюбие, лживость, притворство, двоедушие, гневливость и так далее. Это тоже духовные болезни и число их в наше время катастрофически возрастает. Задачей каждого из нас является оградить себя, своих детей и близких от вышеперечисленных заболеваний. Нередко это нам вполне по силам. Перестаньте хандрить и жаловаться. Считайте эти заметки как призыв к покаянию. Избавьтесь от своих привычных грехов, станьте лучше и чище. Пройдет совсем немного времени, и вы непременно станете выздоравливать.

    Ответить Подписаться
Газета зарегистрирована в Московском региональном управлении Роскомпечати. Свидетельство № А-349. Распространяется по району Замоскворечье (жилые дома, предприятия, организации) с 1993 г. Периодичность - 1 раз в месяц. Тираж 16200 экз.
© 1999-2014 "Вестник Замоскворечья". 115093, г. Москва, ул. Б. Серпуховская, д. 40, стр. 2. Тел. (495) 943-03-81, (910) 424-56-71.