• Даром чудотворения от Бога прославленная. 125 лет со дня рождения заступницы Стольного града

    Блаженная Матрона Московская является одной из наиболее почитаемых москвичами святых. Ежедневно сотни паломников приходят в Покровский монастырь, что расположен в конце Таганской улицы, чтобы поклониться ее святым мощам и попросить у Матроны помощи в разных бедах и нуждах.

    Матрона Дмитриевна Никонова родилась 9 (22) ноября 1885 года в Тульской губернии в многодетной крестьянской семье (1885 год - это доказанный исследователями год рождения святой, ранее называлась другая дата - 1881 год). Слепая от рождения, Матрона с младенческих лет получила от Бога дарование духовного зрения, проникновения в тайны Промысла Божия. Однажды односельчанка сказала ей с сочувствием: "Жаль, что вы не видите красоту мира". Слепая ответила: "Мне Бог показал мир - творение Свое. И солнышко, и звезды, и красоту земную: горы, реки, травку зеленую, цветы, птичек". Благодать, почившая на ней, проявилась в дарах молитвы, духовного рассуждения, ведения, прозорливости. К ней рано стали обращаться за советом - сначала местные жители, а затем и приезжие из других мест.

    ПБ Даром чудотворения от Бога прославленная1

    Еще до ее рождения мать решила отдать ребенка в приют, так как семья была в страшной нужде. Но во время беременности мать Матроны увидела вещий сон. Дочь явилась матери в виде белой птицы с человеческим лицом и закрытыми глазами и села ей на правую руку. Приняв сон за Божье знамение, женщина отказалась отдать дочь в приют. Матрона родилась слепой, и мать ее особенно любила. Когда ее крестили, над купелью поднялся столб легкого благовонного дыма как знамение богоизбранности. На груди девочки от рождения была выпуклость в форме креста. Матрона была не просто слепая, у нее глазные впадины закрывались плотно сомкнутыми веками, как у той белой птицы, что видела ее мать во сне. С младенчества потянулась девочка к Богу. По ночам, когда родители спали, она пробиралась в святой угол, каким-то непостижимым образом снимала с полки иконы, клала их на стол и в ночной тишине играла с ними. Матрона с детства старалась не пропускать службы. Мать всегда знала, где ее искать: если нет в доме, значит, дитя в храме.
    Мать, жалея своего ребенка, называла ее несчастной. Матрона же возражала, отвечая, что Богом ей дано большее. Лет с семи близкие стали замечать, что она читает чужие мысли. Она чувствовала приближение опасности, стихийных бедствий. Люди прослышали, что она может исцелять от болезней. К ней потянулись больные из окрестных деревень и из других губерний. Привозили лежачих, и девочка поднимала их на ноги. В юности она побывала во многих святых местах России - дочь местного помещика брала Матрону с собой в паломничества. Встретилась она и со святым Иоанном Кронштадтским. По окончании службы он попросил народ расступиться перед 14-летней девочкой и сказал: "Вот идет моя смена - восьмой столп России". Он провидел служение Матроны русскому народу во времена гонений на Церковь. Когда Матроне исполнилось семнадцать лет, у нее отнялись ноги. До своей кончины еще около пятидесяти лет она не вставала.
    Еще в детстве Матрона предсказала Октябрьский переворот, как "будут грабить, разорять храмы и всех подряд гнать". Образно она показывала, как будут делить землю, лишь бы захватить себе лишнее, а потом все бросят землю и побегут кто куда. Как-то спросили матушку: "Как Господь допустил столько храмов разрушить?". Она отвечала: "Потому, что верующих будет мало. Народ под гипнозом, сам не свой, страшная сила вступила в действие. Раньше люди ходили в храмы, носили крест, и дома были защищены образами, лампадами. Мне вас жаль, доживете до последних времен. Жизнь будет хуже и хуже. Тяжкая. Придет время, когда перед вами положат крест и хлеб, и скажут - выбирайте! Если народ не кается, то гибнет и исчезает с лица земли. Сколько народов исчезло, а Россия существовала и будет существовать. Молитесь, просите, кайтесь! Господь вас не оставит и сохранит землю нашу!".
    Разделяя людские скорби, матушка так уставала, что к концу дня не могла даже говорить. Слепая, парализованная и бездомная, она была настоящей подвижницей. О таком великом терпении, какое и будет спасать христиан в последние времена, пророчествовали святые. В 1925 году Матрона уезжает в Москву. Преследуемая безбожной властью, она была вынуждена постоянно менять место жительства, находя приют в домах верующих, в том числе и в Замоскворечье. Нескончаемым потоком шли к ней люди, жаждавшие духовного врачевания, наставления, молитвенной помощи.

    Какой запомнилась Матрона близким людям? С миниатюрными, словно детскими, короткими ручками и ножками. Сидящей, скрестив ножки, на кровати или сундуке. Пушистые волосы на прямой пробор. Крепко сомкнутые веки. Доброе светлое лицо. Ласковый голос. Она утешала, успокаивала болящих, гладила их по голове, осеняла крестным знамением, иногда шутила, порой строго обличала и наставляла. Она не была строгой, была терпима к человеческим немощам, сострадательна, тепла, участлива, всегда радостна, никогда не жаловалась на свои болезни и страдания. Матушка не проповедовала, не учительствовала. Давала конкретный совет, как поступить в той или иной ситуации, молилась и благословляла. Она вообще была немногословна, кратко отвечала приходящим на вопросы. Остались некоторые ее наставления общего характера. Матушка учила не осуждать ближних. Она говорила: "Зачем осуждать других людей? Думай о себе почаще. Каждая овечка будет подвешена за свой хвостик. Что тебе до других хвостиков?" Матрона учила предавать себя в волю Божию. Жить с молитвой. Часто налагать на себя и окружающие предметы крестное знамение, ограждаясь тем самым от злой силы. Советовала чаще причащаться Святых Христовых Тайн. "Защищайтесь крестом, молитвою, святой водой, причащением частым... Перед иконами пусть горят лампады". Учила также любить и прощать старых и немощных. "Если вам что-нибудь будут неприятное или обидное говорить старые, больные или кто из ума выжил, то не слушайте, а просто им помогите. Помогать больным нужно со всем усердием и прощать им надо, что бы они ни сказали и ни сделали". Матронушка не позволяла придавать значения снам: "Не обращай на них внимания, сны бывают от лукавого - расстроить человека, опутать мыслями". Матрона предостерегала не бегать по духовникам в поисках "старцев" или "прозорливцев". Бегая по разным отцам, говорила она, можно потерять духовную силу и правильное направление жизни. Вот ее слова:"Мир лежит во зле и прелести, и прелесть - прельщение душ - будет явная, остерегайся". "Если идете к старцу или священнику за советом, молитесь, чтобы Господь умудрил его дать правильный совет". Учила не интересоваться священниками и их жизнью. Желающим христианского совершенства советовала не выделяться внешне среди людей (черной одеждой и т. д.). Она учила терпению скорбей.

    ПБ Даром чудотворения от Бога прославленная2

    Каждый день прожитой ею жизни - поток скорбей и печалей приходящих людей. Помощь больным, утешение и исцеление их. Исцелений по ее молитвам было много. Возьмет двумя руками голову плачущего, пожалеет, согреет святостью своей, и человек уходит окрыленный. А она, обессиленная, только вздыхает и молится ночи напролет. У нее на лбу была ямка от пальчиков, от частого крестного знамения. Крестилась она медленно, усердно, пальчики искали ямку..." Во время войны много было случаев, когда она отвечала приходившим на их вопросы - жив или нет. Кому-то скажет - жив, ждите. Кому-то - отпевать и поминать. Можно предполагать, что к Матроне приезжали и те, кто искал духовного совета и руководства. О матушке знали многие московские священники, монахи Троице-Сергиевой лавры. По неведомым судьбам Божиим не оказалось рядом с матушкой внимательного наблюдателя и ученика, способного приоткрыть завесу над ее духовным деланием и написать об этом в назидание потомкам. Часто ездили к ней земляки из ее родных мест, тогда из всех окрестных деревень ей писали записочки, а она отвечала на них. Бывали и москвичи, и приезжие из других городов, прослышавшие о прозорливой матушке. Приезжали к ней и за двести, и за триста километров, а она знала имя человека. Люди разного возраста: и молодые, и старые, и люди средних лет.

    Сострадание к людям, идущее из полноты любящего сердца, молитва, крестное знамение, верность святым уставам Православной Церкви - вот что было средоточием ее напряженной духовной жизни.

    Свою кончину святая Матрона предвидела заранее. Три дня она принимала всех без ограничений, пособоровалась, причастилась. Отпеть себя велела в храме Ризоположения на Донской ул., а похоронить - на Даниловском кладбище. Кончина старицы последовала 2 мая 1952 года. Отпевание и погребение блаженной были началом ее прославления в народе как угодницы Божией. Блаженная предсказывала: "После моей смерти на могилку мою мало будет ходить людей, только близкие, а когда и они умрут, запустеет моя могилка, разве изредка кто придет... Но через много лет люди узнают про меня и пойдут толпами за помощью в своих горестях и с просьбами помолиться за них ко Господу Богу, и я всем буду помогать и всех услышу". Еще перед смертью она сказала: "Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам". Так и было. На ее могиле люди по вере получали исцеления, совершались чудеса.

    В 1999 году Синодальная комиссия по канонизации святых, рассмотрев подвижническую жизнь и подвиг благочестия Матроны, не нашла препятствий к прославлению ее в лике местночтимых святых. Старица Матрона Московская причислена к лику праведных для церковного почитания в городе Москве и Московской епархии. Ее мощи были перенесены в московский Покровский монастырь, где в одном из храмов покоятся и сейчас. Этот храм стал местом паломничества огромного количества верующих.

    Но только людям с чистыми помыслами стоит приходить к святой - не за богатством или карьерой, а если беда на пороге. Если душа плачет, святая Матрона успокоит и даст надежду.

    Природа ее подвига своими корнями уходит в многовековые традиции народного благочестия. Поэтому и помощь, которую люди получают, молитвенно обращаясь к праведнице, приносит духовные плоды: люди утверждаются в православной вере, воцерковляются внешне и внутренне, приобщаются к повседневной молитвенной жизни. Матрону знают десятки тысяч православных людей. Матронушка - так ласково называют ее многие. Она - так же, как при земной своей жизни, помогает людям. Это чувствуют все те, кто с верою и любовью просит ее о заступничестве и ходатайстве перед Господом, к Которому блаженная старица имеет великое дерзновение.

    ПБ Даром чудотворения от Бога прославленная3

    Где жила святая Матрона в Замоскворечье?

    В житии святой значится: "Жила Матрона до войны на Николоямской улице у священника Василия, мужа ее послушницы Пелагеи, пока он был на свободе. Жила на Пятницкой улице, в Сокольниках (в летней фанерной постройке), в Вишняковском переулке (в подвале у племянницы), жила также у Никитских ворот, в Петровско - Разумовском, гостила у племянника в Сергиевом Посаде, в Царицыне".

    Итак, мы видим два замоскворецких адреса: Пятницкая и Вишняковский. Но в каком доме?

    Однажды народный артист Станислав Садальский рассказывал в редакции "Вестника Замоскворечья", что в его доме (Новокузецкая, 20) все считают, что святая жила именно здесь, в подвале.

    Но на самом деле это не так. Вот цитата из воспоминаний: "Жила она тогда, в 1935 году, в Вишняковском переулке, недалеко от храма Николы в Кузнецах, Татарская ул., двухэтажный дом, в подвале, у племянницы".

    То есть подвал был на углу Вишняковского и Большой Татарской.

    А вот строчки из уголовного дела "диакона Николо-Кузнецкого храма о. Василия Иванюковича и Аббакумова Якова Ивановича, Москва, 1937 г."

    Статья обвинения - антисоветская агитация и пропаганда - ст. 58-10 УК РСФСР. В этом деле упоминается Никанова Матрёна Дмитриевна, проживавшая по адресу: Вишняковский пер., д. 7, кв. 2.

    Что это за адрес? Это уже не подвал на углу с Татарской. С большой долей вероятности можно утверждать, что это квартира 2 дома № 7/1 по Вишняковскому, то есть по ул. Бахрушина, 1/7. Дом был построен в 1933 году.

    Этот вопрос ждет дальнейших исследований. Но уже одно ясно: не менее 3-х лет святая жила в Вишняковском.

    Если подтвердится адрес: Бахрушина, д. 1/7 кв. 2, то есть предложение: установить на доме (угол улицы Бахрушина и Вишняковского) мемориальную доску. Но доску особую - икону-мозаику с самой простой надписью: "Здесь в 1930-е гг. жила св. Матрона Московская".

    Замечательной работы мозаичные иконы установлены на вратах храма свт. Николая в Кузнецах и на здании Православного Свято-Тихоновского университета. Святая Матрона жила в приходе Николо-Кузнецкого храма. Может быть, храм и университет смогут провести дополнительные исторические исследования и решить вопрос об установке доски святой покровительнице нашего стольного града?

    Reply Follow
Газета зарегистрирована в Московском региональном управлении Роскомпечати. Свидетельство № А-349. Распространяется по району Замоскворечье (жилые дома, предприятия, организации) с 1993 г. Периодичность - 1 раз в месяц. Тираж 16200 экз.
© 1999-2014 "Вестник Замоскворечья". 115093, г. Москва, ул. Б. Серпуховская, д. 40, стр. 2. Тел. (495) 943-03-81, (910) 424-56-71.