• Приложение "Православные беседы". Праздников праздник и торжество из торжеств

    Из истории богослужения Святой Пасхи

    Согласно древней христианской практике, выработке которой способствовала Александрийская Православная Церковь, Пасха празднуется в первое воскресенье после первого полнолуния, наступающего после весеннего равноденствия - 21 марта ст. ст. Если же случится в этот день пасха иудейская, то христианская Пасха переносится на неделю позже, на следующее воскресенье.

    Начиная с IV в. вырабатываются уставы пасхальной службы, достигшие полноты к Х в. Основной особенностью пасхального богослужения становится его исключительная праздничность, достигаемая непрерывным пением; при этом чтения, обычные для вседневных служб, как-то кафизмы или шестопсалмие, опускаются.

    В воспоминаниях русских паломников в Святую Землю XIX в. говорится о крестном ходе, который перед началом утрени трижды обходил кувуклию Гроба Господня. Во главе шествия несли двенадцать шитых серебром и жемчугом хоругвей из синего бархата, подаренных византийскими императорами и грузинскими царями. Вслед Патриарху Иерусалимскому несли огромную шитую золотом хоругвь с образом Воскресения Христова - дар московского купечества. При пении "Христос воскресе… " хоругвеносцы быстро вращали их в знак радости и торжества, а сверху с хоров непрерывным дождем сыпались лепестки роз. Евангельское чтение - Мф., зач. 115: "В вечер же субботний… " Пасхальная Литургия совершалась на Гробе Господнем. Евангелие на Литургии читалось на греческом, церковно-славянском, арабском, армянском, румынском, турецком, латинском, итальянском, французском, немецком и грузинском языках. В торжествах принимали участие многочисленные паломники из России. На так называемых Русских постройках, принадлежавших в Иерусалиме Российскому Императорскому Православному Палестинскому Обществу, устраивались разговины на шесть тысяч человек.

    На Руси день Пасхи назывался "велик день", а Светлая седмица - "праздной" или "порозной", т.е. праздничной. С первых веков христианства на Руси и вплоть до XIV - XV вв. в Русской Церкви существовал обычай всем, включая детей, причащаться в день Светлого Христова Воскресения.

    В Москве празднование Пасхи совершалось с большой торжественностью. В первом, а иногда во втором часу ночи с колокольни Ивана Великого раздавался торжественный благовест к Светлой заутрене, который продолжался до тех пор, пока Патриарх с сослужащим духовенством и царь не приходили в храм.

    Колокольный звон на Пасху всегда был отличительной особенностью этого праздника в России. С древности в течение всей Светлой седмицы разрешалось всем желающим беспрерывно звонить в колокола, что доставляло огромную радость, прежде всего детям. В XVIII - XIX вв. московские звонари ожидали удара в колокол на колокольне Иоанна Лествичника в Кремле, производившегося в разные годы в разное время по полуночи, и только тогда начинали благовест. В первопрестольной, да и во многих других городах с началом благовеста начинали также стрелять из пушек. Для этой цели еще императором Петром I были разосланы орудия по городам и монастырям. Случалось и наоборот: залпы давали сигнал к благовесту. Начало звона ровно в полночь было узаконено в 1849 г. свт. Филаретом, митрополитом Московским.

    По окончании заутрени Патриарх благословлял царя крестом, и они христосовались. Государь дарил пасхальные яйца духовенству, боярам, дворянам и прочему служилому люду. Яйца гусиные, куриные или деревянные точеные были расписаны золотом и яркими красками в узор или цветными травами, "а в травах птицы, и звери, и люди". Всего царь раздавал на праздник (конечно, при помощи придворных) до 37 тысяч яиц.

    В приходских храмах молящиеся целовали крест. Евангелие и образ Воскресения, а затем христосовались со священником и дарили ему красное яйцо. Все православные посещали родственников и друзей для пасхального приветствия, дарили друг другу пасхальные яйца. Христосовались без различия в положении, даже и рабы с боярами. Женщины, обычно проводившие время в тереме, выходили для христосования с гостями.

    В седьмом часу утра Патриарх ходил во дворец славить Воскресшего Христа и звать государя к службе. Царь присутствовал на Литургии со всей свитой. При Патриархе Никоне на великом входе диаконы несли серебряную модель Града Иерусалима с храмом Воскресения Христова. Во все дни Светлой седмицы царь и Патриарх посещали тюрьмы, раздавая милостыню со словами: "Христос воскрес и для вас", одаривая колодников, а нередко и уплачивая долги должников.

    Остановимся кратко на некоторых пасхальных обычаях Православной Церкви.

    Артос - (греч. - хлеб) - освященный хлеб - в виде большой просфоры, выпекаемый с изображением Креста (без Спасителя) или с образом Воскресения Христова. Хлеб этот освящается в соответствии с древним апостольским преданием, донесенным до нас свт. Симеоном Солунским. Апостолы после Вознесения Господня оставляли за столом свободное место и полагали для Спасителя часть хлеба, которую в конце трапезы, вознося благодарение Богу, поднимали со словами: "Христос воскресе! " Артос предносят на крестных ходах во всю Светлую седмицу. В монастырях артос на Светлой седмице ежедневно торжественно переносится из храма в трапезную, где полагается на аналое, по окончании же трапезы со звоном и песнопениями возвращается в храм (это последование изложено в Триоди Цветной). На Руси употребление артоса заимствовано из Греции. На Пасху артос доставлялся в Большой Успенский собор Московского Кремля непосредственно из царского дворца. В первый день Пасхи после Литургии Патриарх в сопровождении духовенства крестным ходом шествовал во дворец, где по возношении артоса совершалось его целование. Артос раздробляется с молитвой и раздается верующим в Светлую субботу.

    Пасхальное красное яйцо символизирует искупление человеческих грехов жертвенной кровью Спасителя. В одной русской рукописи XVI в. из собрания библиотеки Московской Духовной Академии говорится следующее: "Яйцо применено ко всей твари: скорлупа - аки небо, плева - аки облацы, белок - аки воды, желток - аки земля, а сырость посреде яйца - аки в мире грех. Господь наш Иисус Христос воскресе от мертвых, всю тварь обнови Своею кровию. Якоже яйцо украси, а сырость греховную иссуши, якоже яйцо изгусти". Обычай дарить на Пасху красные яйца, по Церковному Преданию, начат св. Марией Магдалиной, которая, придя в Рим для проповеди Воскресения Христова, подарила красное яйцо императору Тиверию со словами: "Христос воскресе! "

    Освящение яиц и сыра, совершаемое с тем, чтобы телесное утешение и подкрепление начинались по благословению Церкви, также имеет древние корни. В Уставе обители св. Анастасии близ Солуни (X в.) написано: "Читается также молитва на благословение яиц и сыра, и игумен, целуя братию, раздает им яйца и говорит: "Христос воскресе! " Так мы приняли от святых отцов, которые сохранили сие обыкновение от самых апостольских времен". На Руси есть также обычай приготовлять куличи, как бы домашний артос, и приносить их для освящения. Требник и Триодь Цветная не содержат на этот случай особой молитвы, ограничиваясь только "молитвой во еже благословити сыр и яйца". В России существовал обычай: начиная с дня Пасхи и во всю Светлую седмицу ходить духовенству по домам прихожан с пасхальным славлением - "со святынею". После богослужения, в сопровождении "богоносцев", державших иконы Воскресения Христова, храмовую и другие, священнослужители с пением "Христос воскресе" направлялись в ту часть селения, с которого начиналось молебствие. В каждом доме радостно готовились встретить священника.

    (Из книги "Последование во Святую и Великую Неделю Пасхи и во всю Светлую седмицу", М., "Издательство Московской Патриархии", 1998).

    Ответить Подписаться
Газета зарегистрирована в Московском региональном управлении Роскомпечати. Свидетельство № А-349. Распространяется по району Замоскворечье (жилые дома, предприятия, организации) с 1993 г. Периодичность - 1 раз в месяц. Тираж 16200 экз.
© 1999-2014 "Вестник Замоскворечья". 115093, г. Москва, ул. Б. Серпуховская, д. 40, стр. 2. Тел. (495) 943-03-81, (910) 424-56-71.