• В Замоскворечье горит дом архитектора Нирнзее

    В Замоскворечье горит дом архитектора Нирнзее

    Крупный пожар в Замоскворечье: горит дом по адресу: Садовническая улица,9. Огнем охвачены второй, третий и четвертый этажи. Сведений о пострадавших пока нет. Дом в настоящее время был расселён и шла борьба за его сохранение, инвестор – ООО "Великан XXI век" все три строения дома собирался снести.

    О доме № 9 по Садовнической улице:

    "Есть в Москве место похожее на Петроградскую сторону Петербурга. Также как там, столетние доходные дома стоят сплошным фасадом вдоль улицы. Кажется, стоит завернуть за угол и откроется широкая панорама Невских островов. Это место - Садовническая улица, дома № 7, 9, 11. Для более полного петербургского впечатления советуем вам посмотреть на эту часть улицы от дома № 20. А если вы завернёте за угол 1-го Раушского переулка, перед вами действительно окажется водная панорама, не такая широкая, как в Питере, зато исторически более значимая: вид на Кремль, Зарядье, Москворецкий мост. Наверное, сходство двух наших столиц здесь, в Замоскворечье, объясняется не только одновременной застройкой улиц в сходных архитектурных формах, но и низким, плоским (и этим родственным Петербургу) рельефом Замоскворечья.

    Средний из названных нами домов, № 9, исторически связан с замоскворецкими купцами Приваловыми. К сожалению, имена этих достойнейших жителей нашего района почти не известны читателям, а между тем Приваловы заслужили благодарную память потомков. (…)

    Владение № 9 было куплено Ефимом Ермиловичем Приваловым с торгов в 1896 году. Владение занимало тогда всю ширину квартала, один его фасад выходил на Садовническую улицу, а другой - на Раушскую набережную Москвы-реки. Разделение участка на два, на северную и южную части, произошло только в 1904 году. Северную, выходящую на реку часть, купили соседи - Общество электрического освещения. На южной, приваловской части, вдоль Садовнической улицы стоял длинный двухэтажный дом 1-й половины XIX века в 18 осей. Это был скромный по отделке, рядовой для классической Москвы дом.

    Незадолго до разделения участка, в 1903 году, Е. Е. Привалов подаёт прошение о разрешении ему надстроить существующий дом на три этажа. При этом от старого дома оставались только капитальные стены. Старые окна закладывались, а новые, большие, пробивались в других местах. Оформление фасада делалось заново. Полностью менялась и планировка. От старого здания не осталось ничего, кроме части капитальных стен первых двух этажей. В результате получился пятиэтажный доходный дом, протяжённый фасад которого разделён двумя эркерами высотой от второго этажа до пятого. В эркерах - лестницы. Чтобы сильнее выделить лестницы и дать на них больше света, применено вертикальное остекление, окна охватывают несколько этажей сразу.

    Первый этаж, как и в старом доме, предназначался под магазины, поэтому в нём - широкие витрины.

    Автор проекта - Эрнст Рихард Нирнзее, в России его предпочитали называть - Эрнст Карлович. Он появился в Москве в конце XIX века, в 1900 году получил свидетельство на право производства работ по гражданской, строительной и дорожной части. Пока Эрнст Карлович Нирнзее неизвестен, построил мало, но он уже автор дома № 9 на Пятницкой, поблизости от Садовников (1902 г.). Может быть, поэтому он приглашён Приваловым? Известность у Нирнзее ещё впереди.

    Двор Приваловского владения в Садовниках оставался пустым, построить там ещё один корпус параллельно уличному Ефим Ермилович сумел только в 1909 году, а прошение о разрешении строительства шестиэтажного дома было подано годом ранее. Для составления проекта был приглашён тот же архитектор Эрнст Карлович Нирнзее. Фасад дворового корпуса выполнен так, как будто он выходит на улицу: рустованная аркада объединяет два нижних этажа и служит основанием (цоколем) для трёх верхних этажей. Шестой, завершающий этаж, решён как аттик, возвышающийся над карнизом. По краю крыши поставлен ряд тумб, соединённых лёгким ограждением. Центр каждой из четырёх частей, на которые делится по горизонтали фасад, акцентирован балконом в третьем этаже. Уравновешенная, нарядная обработка фасада неожиданна во дворе доходного дома. Случаи подобной, качественной архитектуры во дворах встречаются только если двор включён в общую композицию парадных пространств владения. В нашем случае это не так. Обычно хозяин экономит на обработке дворовых фасадов. Во всяком случае, не архитектор решает, быть отделке или нет, ведь платит не он. Следовательно, сложная разработка фасада заказана Е. Е. Приваловым сознательно. Видимо, он хотел сделать свои дома привлекательнее, и это желание возникло не ранее 1903 года, иначе дворовый фасад уличного корпуса тоже был бы украшен.

    Планировка дворового корпуса (ныне это строение № 3) необычна. Во-первых, в доме нет чёрных ходов (чёрных лестниц), встречающихся во всяком приличном доходном доме. Во-вторых, кухни весьма невелики. Про них даже писали, что это не кухни, а слегка расширенный коридор. Надо заметить, что площадь этих расширенных коридоров (кухонь) всё равно значительно превышает площадь кухонь в хрущёвских пятиэтажках. В-третьих, сами квартиры невелики: три-четыре небольшие комнаты, прихожая, кухня, туалет. Ванны в квартирах не предусмотрены.

    Таким образом, планировка в здании очень напоминает ту, что делалась в домах для рабочих 1920-1930-х годов и имеет что-то общее с планировкой пятиэтажек 1960-х годов. Правда, в пятиэтажках были ванны. Зато у Нирнзее 3-4 комнаты образуют в каждой квартире небольшие анфилады, при необходимости двери можно закрыть, и комнаты становятся изолированными. Судя по планировке, квартиры были предназначены для одной семьи каждая. До такой обычной в советское время вещи, как коммуналка, Привалов и Нирнзее не додумались. В подвале для каждой квартиры была предусмотрена своя кладовка.

    Интересно, что Городская Управа не утвердила проект дома, потребовав сделать двери на лестницах перед спуском в подвал и наружные пожарные лестницы. Двери Нирнзее сделал, а о пожарных лестницах отозвался как о неуместных. Так дом и построили.

    К 1913 году Е. Е. Привалов собрал деньги на строительство ещё одного шестиэтажного корпуса во дворе (строение № 2). Естественно, что проект был заказан Э. К. Нирнзее. Этот дом, пожалуй, самый интересный по архитектуре во владении Привалова. Дом можно смело назвать образцом романтизма в доходном строительстве. Опять во дворе тщательно отделывается фасад, но на этот раз вместо эклектичной классики появляется готика. Асимметрия фасада, башенка на углу, стрельчатое окно, вертикальные тонкие украшения из кирпича, в верхней части фасада не только отсылают нас к средневековой Европе, но и напоминают о существовании модерна. Все эти готические детали, сосредоточенные в верхних частях здания, парадоксальным образом вырастают из двух первых этажей. А эти первые этажи - подчёркнуто классические: горизонтальный руст, веерные замки над проёмами. Начиная с третьего этажа вместе с нарастанием "готики" появляются подоконные доски с классическими кубиками-консолями под ними. В доме предусмотрены парадная и чёрная лестницы, лифт, ванны. На каждом этаже по две пятикомнатные квартиры с просторными прихожими и каморками для прислуги около кухонь. В целом этот дом - один из стильных доходных домов, стоящих в ряду лучших, благоустроенных зданий города.

    Во владении Е. Е. Привалова до нас дошли три постройки Эрнста Карловича Нирнзее, которые позволяют увидеть творческую эволюцию зодчего. Если построенный им в 1903 году уличный корпус стоит в ряду многочисленных доходных домов Москвы и Петербурга, ничем не выделяясь, в нём даже почти не используются формы модного тогда модерна, то дворовый корпус, спроектированный в 1908 году, совсем другой. На его фасаде - классическая аркада. Планировка отражает заказ - построить дом для людей не очень большого достатка, но способных снять квартиру из нескольких комнат.

    Корпус 1913 года строит уже опытный и модный архитектор. Здесь нет робости в использовании декора - все детали к месту, их не больше и не меньше, чем необходимо для создания образа благоустроенного дома для достаточно состоятельных людей, разбирающихся в искусстве архитектуры. Наверное, это единственный в Москве двор-музей одного архитектора, знакомящий с этапами его творческого пути.

    …"

    Источник: Александр Фролов "Депутат Мосгордумы Ефим Привалов и его дома на Садовнической", "Вестник Замоскворечья" № 1/2010. Статья полностью - zamos.ru/info/vz/year/2010/1/8417

    Ответить Подписаться
Газета зарегистрирована в Московском региональном управлении Роскомпечати. Свидетельство № А-349. Распространяется по району Замоскворечье (жилые дома, предприятия, организации) с 1993 г. Периодичность - 1 раз в месяц. Тираж 16200 экз.
© 1999-2014 "Вестник Замоскворечья". 115093, г. Москва, ул. Б. Серпуховская, д. 40, стр. 2. Тел. (495) 943-03-81, (910) 424-56-71.