• Интервью с детским писателем Валентином Постниковым

    Юрий Дружков (Постников) с сыном

    Замоскворечье - сказочный район

    2017 год - год 90-летия Юрия Дружкова

    В окно уютной квартиры в старом доме на Пятницкой улице смотрит ангел с фасада храма священномученика Климента. Под присмотром ангела мы беседуем с хозяином квартиры писателем-сказочником Валентином Постниковым об его творчестве, о Замоскворечье, которое он называет не иначе как сказочным районом, и об отце писателя Юрии Дружкове, том самом, кто создал знаменитых сказочных героев - Карандаша и Самоделкина. А поводом к беседе послужили два интересных юбилея - 60 летие Карандаша и Самоделкина и 90-летие их создателя Юрия Михайловича Дружкова.

    - Валентин Юрьевич, почему Замоскворечье по вашему утверждению Сказочный район?

    - Всё просто. Здесь прописаны знаменитые сказочные персонажи. Не верите? Сейчас назову адреса.

    Первый. Знаете очень красивый дом на углу Новокузнецкой улицы и 1-го Новокузнецкого переулка? Каменный низ и очень приметный деревянный 2-й этаж. Это место, где писатель Лазарь Лагин первоначально поселил Старика Хотабыча (да-да, именно здесь, хотя в знаменитом фильме показан район Пресни). Почему в Замоскворечье? Может потому, что Лагин учился в Плехановском институте.

    Второй. Новокузнецкая, д. 6. В старом доме на месте башни жил Николай Носов, и именно здесь родился знаменитый Незнайка.

    Третий. Пятницкая , 28. это моя квартира. Она по праву входит в этот список, потому что здесь вместе со мной живут Карандаш, Самоделкин и их друзья.

    Вот такой золотой треугольник сказочных героев получается.

    Новокузнецкая, 6 - Новокузнецкая, 26/8 - Пятницкая , 28.

    Это не считая того, что в Замоскворечье жили и творил Агния Барто, Лев Кассиль, Валентин Катаев, Михаил Пришвин...

    - Давайте поговорим о Карандаше и Самоделкине, эти всем известные персонажи, вышли из-под пера вашего отца, а теперь выходят и из-под вашего. Кстати, какое оно у вас: гусиное? или вечная ручка с золотым пером?

    - По факту, увы, это компьютер. Но вот мой отец и правда сначала писал пером и чернилами. Но только первую книгу, потом перешёл на пишущую машинку.

    - Ну и как происходит творческий процесс? Ночами? Сутками?

    - Писать во время учебного года не могу – постоянные встречи в школах, детских садах, библиотеках. У меня в год порядка 300 выступлений. Это важнейшая часть моей работы.

    Значит, остаётся только лето. Вот я и сижу летом безвылазно за компьютером. Не тороплюсь - все по пять-шесть раз переделываю. Мне очень помогает мама - профессиональный редактор – она читает мои рукописи, правит. Я исправляю снова и снова. При переиздании иногда опять переделываю, словом, работаю по принципу: улучшать можно бесконечно.

    - А мнение ваших главных читателей – детей – вы учитываете?

    - Обязательно! В этом я беру пример с моего отца. В 64 году мой папа написал книгу и перед изданием захотел узнать: понравится книга детям или нет. Так вот он дал книгу одной своей знакомой и попросил читать ее своему маленькому сыну. А сам тихонько подсматривал за ребенком в это время, следил за его реакцией - когда он смеется, а когда ему скучно.

    А у меня есть свои преданные маленькие читатели и я, когда моя книга выходит, всегда спрашиваю у них, что им понравилось, а что - нет. Они всегда мне помогают.

    Например, у меня есть один знакомый мальчик, очень умный и образованный, он хорошо разбирается в динозаврах. Так вот, когда я написал книгу «Карандаш и Самоделкин на острове динозавров», я до печати дал ее ему прочитать. И вот этот восьмилетний маленький профессор все внимательнейшим образом прочел, сделал пометки. И говорит мне, что такой-то динозавр не мог жить в Юрском периоде. Я возразил ему: нашел, говорю, эту информацию в энциклопедии. Мы поспорили, и он оказался прав.

    - Ваши книжки - познавательные, масса информации для ребят. Откуда берёте сведения: из интернета, из библиотек? Проверяете ли?

    - В советские времена в издательствах было так: читали три литературных редактора, потом художественный редактор, потом корректор и научный консультант. И вот такой строгий контроль позволял выпускать качественные книги без ошибок. Сейчас этого нет. Но я сам стараюсь все сто раз перепроверить. Проверяю, где растут какие деревья, если я упоминаю их в своих книгах. Вопрос – где найти точную информацию? Сначала это были библиотеки, я брал большие фундаментальные справочники... Но, оказалось, что Интернет - более точная штука. За 50 лет научные книги меняются, уточняются. Я стараюсь перепроверить все в нескольких местах.

    - Карандаш и Самоделкин - это главные герои вашего отца... А собственный герой у вас есть – тот, кто обязан своим появлением именно вам?

    - Да, действительно, Карандаш и Самоделкин – это герои моего отца, я лишь слежу за их жизнью, за их дальнейшими приключениями. У меня вышло всего 17 книг про Самоделкина (папа написал две) и много других: «Веселый двоечник», «Верхом на портфеле», «Веселая переменка»…

    Но, вы правы, у каждого детского писателя должна быть главная книга, главный герой. Мне кажется, мой главный герой за все 20 лет моей творческой работы - Шоколадный дедушка.

    - Уже интересно. Кто это? Почему шоколадный?

    - Он в огромном количестве поедает шоколад, мармелад, конфеты и прочие сладости. Вот такой сладкоежка! И он за 60 лет так пропитался сахаром, что стал липким и даже научился ходить по стенам и потолку. Книга про Шоколадного дедушку вышла два года назад, вся разошлась. Она похожа на «Малыша и Карлсона» - не сюжетом, а по стилю, она очень легко читается. А скоро выйдет еще и полнометражный мультфильм об этом персонаже.

    - Вы всегда жили в Замоскворечье?

    - Нет. Когда я был маленький, наша семья жила в Тушино, но мы с папой Юрием Михайловичем Дружковым, часто приезжали в Замоскворечье. Просто так, погулять. Он как-то чувствовал, что Замоскворечье – чудесный район, он дает силы и вдохновение для творческой работы.

    Помню, когда мне было 5 лет, мы с папой как-то гуляли на Пятницкой, и я сказал: хорошо бы здесь жить. И вот, спустя много лет, я переехал жить в Замоскворечье, о чем никогда не жалел.

    - В этом году мы отмечаем 60-летие Карандаша и Самоделкина. Расскажите о том, как появились на свет эти герои.

    - Первые журналы с этими персонажами стали выходить с 57-го года. Надо отметить, что их рождение было связано с самим Никитой Хрущевым. Было это так. В первых номерах «Веселых картинок» главными героями были Чипполино, Буратино, Незнайка. Говорят, один из номеров попал в руки Хрущеву, и он поинтересовался происхождением персонажей: а это советские человечки или нет? И помощник его стал выяснять и доложил, что Незнайку придумали в Канаде, Чипполино и Буратино (Пиноккио) – итальянцы, Дюймовочка родом из Дании, Петрушка – француз, в общем, все эти детские любимцы - иностранцы. И тогда Хрущев распорядился придумать отечественных человечков. Несколько писателей взялись за эту непростую задачу, в том числе и мой папа. Вот так и родились Карандаш и Самоделкин.

    -Почему вы решили продолжить «дело» своего отца?

    - Когда я был маленький, к нам в гости часто приезжали известные писатели. Астред Лингред - я у нее на коленях сидел, сам я этого не помню, папа рассказывал, Джанни Родари - автор Чипполино, Успенский, Носов, Драгунский. Когда ты растешь в окружении сказочников, когда дома такая добрая сказочная атмосфера, ты сам невольно пытаешься что-то придумать.

    - Мультфильмы о Карандаше и Самоделкине продолжают снимать?

    - Как раз сейчас готовится мультсериал по моим книгам – «Новые приключения Карандаша и Самоделкина». 25 серий будет, уже три отсняли. Будут показывать по каналам: Дисней, Карусель и др. Уже в этом году начнут.

    А еще стали такие игрушки делать - человечков маленьких по детским сказкам, что меня и, надеюсь, всех наших детишек очень радует. Появляются Кот Леопольд, Незнайка, Карандаш и Самоделкин и другие наши любимые герои.

    - Не пытались как-то осовременить персонажей?

    - Мой сын предлагал – напиши «Карандаш и Самоделкин в стране Майнкрафт», вот это было бы круто. Но меня пока не вдохновила эта идея.

    - Давайте теперь обратимся к главному юбиляру – вашему отцу. Расскажите, пожалуйста, о нем – о его жизни и творчестве.

    - Судьба у папы была непростая. Родился он в 18 апреля 27 года. Кстати, в один день и год со знаменитым актером – Павлом Луспекаевым. Семья жила на Таганке, в бараке за Птичьим рынком. Окна комнаты выходили прямо на Калитниковское кладбище. В три года папа заболел – костный туберкулез - болезнь трущоб и бараков, и его отправили на лечение в Крым, в больницу в Алупке. Одного, без родителей. Интересно, что там работал врач, ставший прототипом доктора Айболита. Он прославился тем, что у него не умер ни один ребенок. Он безмерно любил детей. Так вот, когда у Корнея Чуковского заболела дочь, ее отправили в эту больницу. Там и познакомился писатель с этим чудесным доктором. Его поразил этот человек настолько, что он создал такого всем теперь известного персонажа - Айболита. Папа лежал в этой больнице очень долго, 14 лет, с 31 по 44 год. Он и учился лежа, загипсованный.

    Мама один раз приехала за 14 лет – время было тяжелое. А с 1941 по 1944 год Алупка была занята немцами, но они не тронули ни детей, ни этого доктора.

    (Прим. См. биографию - Юрий Дружков)

    Папа потом так объяснял, почему стал писателем – когда ребенок лежит в гипсе, все детство не может бегать, прыгать, играть со сверстниками, ему остается только фантазировать. Он лежал и мечтал - придумывал уже тогда сказочные истории, рассказывал их друзьям. В 17 лет он, наконец, покинул Алупкинскую больницу и вернулся домой на Таганку. На костылях. Он был красивый, похож на молодого Вячеслава Тихонова. Дальше его судьба складывалась более-менее благополучно. Закончил полиграфический институт и пошел работать в журнал «Крокодил». Писал рассказы, фельетоны. А потом вместе со знаменитым художником Иваном Максимовичем Семеновым перешел новый журнал для детей - «Веселые картинки». Папа стал заместителем главного редактора. В 57-м году специально для журнала он придумал героев – Карандаша и Самоделкина, я уже рассказывал, как это было. Тираж журнала был 11 миллионов, расходился он по всему Советскому Союзу. Дети полюбили героев журнала, стали писать письма, спрашивать, есть ли книжка про них. Так у него появилась идея написать первую книгу о Карандаше и Самоделкине.

    - Почему же он взял псевдоним – Юрий Дружков?

    - Дело в том, что издательство «Молодая гвардия» поставила ему два условия. Первое – иллюстрации к книге должен рисовать Иван Максимович Семенов, чтобы персонажи выглядели точно также как «Веселых картинках», и это правильно. Второе - придумать псевдоним. Неудобно было своих же сотрудников издавать. Папа подумал и сказал: буду Юрием Дружковым – другом всех детей.

    Книжка вышла в 1964 году тиражом 250 тысяч, огромный даже по тем временам тираж. Она побила все рекорды по продажам, разошлась за неделю. Как только завезли книгу моего отца в книжный на Новом Арбате, люди выстроились за ней в очередь, стояли по 4-5 часов. Герои-то были, как сейчас говорят, раскрученные - уже и мультики про Карандаша и Самоделкина вышли. Потом книгу стали издавать на разных языках. Мы печатали писателей из "соцлагеря" – чешских, болгарских, немецких, а они наших. В Праге на книжной ярмарке ей дали медаль.

    - А на русском когда 2-е издание было?

    - Только в 70-м году, когда я родился. Тоже моментально разошлось. Папа рассказывал, что ему писал Чуковский, что с огромным удовольствием прочитал книгу и попросил экземпляр в свою коллекцию. Но у папы уже не было книг. Дети писали ему, спрашивали, когда будет книга. Но издавать ее не торопились. Говорили, ваша очередь не подошла.

    - Почему так?

    - В то время была, так сказать, иерархическая лестница детских писателей. Авторы первого ряда: Михалков, Барто, Кассиль, Носов, Маршак – их переиздавали, как только подходил к концу очередной тираж. Они многое писали по заказу, дружили с партией и правительством, получали Государственные премии и ордена...

    А мой папа, Виктор Драгунский, Успенский считались писателями как бы второго ряда. Но зато папины книги были очень популярны, их любили дети. И это главное! Детские библиотеки вычислили золотую десятку – книги, которые пользовались у детей особой популярностью, народные любимцы. В нее входили приключения Незнайки, Буратино, в том числе книга моего папы. Этих книг не было даже в прямом доступе, на них ставили в очередь. В то время, как многие книги стояли на полках и их никто не брал. Хотя их авторам давали разные премии, награды, медали. Но их не читали и не читают. Они так и стоят чистенькие аккуратные на полочках.

    Так вот, я в связи с этим придумал новую премию – «Растрепа». Самая растрепанная, зачитанная книжка – самая лучшая. Я обратился в библиотеки России и попросил сделать там полку с современными российскими детскими писателями. Около 50-ти библиотек откликнулось. География широкая – Красноярск, Иркутск, Новосибирск… Принцип такой: берет ребенок книгу, читает и отмечает на специальной коробочке – понравилась или нет. В конце года мне пишут, какие книги самые популярные.

    - И каковы итоги?

    Вот итоги премии «Растрепа-2016».

    Первое место - Олег Рой и Тамара Крюкова. Второе разделили я и Катя Матюшкина.

    - Писал ли ваш папа книги для взрослых?

    - Да, папа издал две взрослые книги. Я уже после его кончины выпустил одну его книгу по найденной в архиве рукописи – роман о любви. Он много сил в нее вложил.

    - Где еще работал Юрий Дружков?

    - Папа до конца жизни был заместителем главного редактора «Веселых картинок». Умер в 1983 году в возрасте 56 лет. Через месяц вышла его долгожданная книга «Волшебная школа Карандаша».

    - Скажите, как празднуется юбилей вашего отца?

    - Во всех детских библиотеках прошли выставки, вечера памяти. 25 марта в Центральной детской библиотеке на Калужской площади состоялся вечер воспоминаний. Пришли те, кто знал моего отца, они рассказывали, каким он был, чем запомнился.

    Знаете, есть писатели, которые написали сотни книг, а никто не помнит, что это за книги, что за герои. Вот Лагин четко ассоциируется с Хоттабычем, Волков – с Волшебником Изумрудного города, Успенский – с Чебурашкой, а папа – с Карандашем и Самоделкиным. Его, точнее, наши с ним герои, продолжают жизнь, несмотря на свой преклонный возраст. И я думаю так: если дело его живет, то и он жив.

    Беседовал Андрей Востриков

    Постников Валентин Юрьевич
    Семья
    Юрий Дружков (Постников) с сыном (2)
    Ответить Подписаться
Газета зарегистрирована в Московском региональном управлении Роскомпечати. Свидетельство № А-349. Распространяется по району Замоскворечье (жилые дома, предприятия, организации) с 1993 г. Периодичность - 1 раз в месяц. Тираж 16200 экз.
© 1999-2014 "Вестник Замоскворечья". 115093, г. Москва, ул. Б. Серпуховская, д. 40, стр. 2. Тел. (495) 943-03-81, (910) 424-56-71.