• Приложение "Православные беседы". Проповедь. Облекайтесь в оружие поста и молитвы.

    рождественский пост: 28 НОЯБРЯ - 6 ЯНВАРЯ

    Естественно человеку чувствовать голод. Однако нужно употреблять пищу, необходимую для поддержания жизни, а не по страсти и не для пресыщения.

    И для чего, спрашивают многие, такое различие в пище? Для чего необходим пост, если человек будет соблюдать строгую умеренность и воздержание?..

    Сам Господь Бог положил такое различие, дав Адаму в пищу плоды и злаки растений, которыми питались его ближайшие потомки. После потопа Сам же Господь, по жестокосердию падшего человечества, позволил употреблять в пищу животных, устанавливая законы о чистых и нечистых животных.

    Один телесный пост не может быть достаточным к совершенству сердца, чистоте тела, если не будет соединен с ним и пост душевный. Так и душа имеет вредную для нее пишу - греховные страсти, всякую похоть и блуждание непостоянного сердца. Пост только для плоти не доставит нам никакой пользы при осквернении самой драгоценной части, то есть души, которая могла быть храмом Божиим и жилищем Святого Духа.

    Пост принимается Богом, когда ему предшествует великая добродетель - милость. Пост действует, когда ему сопряжена другая великая добродетель - молитва. То есть, не только укрощает страсти и искореняет пороки в человеке, но вступает в борьбу с духами злобы и побеждает их. Очищенные постом тело и душа приобретают утраченные ими свободу, силу, трезвенность. Только в таком настроении дух человека может противостоять невидимым врагам своим.

    "Сей род, - сказал Господь своим Апостолам о мрачных духах злобы, - не может выйти иначе из одержимых ими людей, как от молитвы и поста" (Мк. 9, 29).

    Приступая к постящемуся человеку падший гордый ангел не видит вожделенного и нужного ему вещественного преобладания; он не способен возмутить кровь плоти, уже охлажденную постом; не может он возбудить плоть, уже обузданную постом; уже не повинуются ему сердце и ум, ощутившие духовную бодрость по причине поста. И увидев сопротивление, дух злобы отступает: не терпит он непокорность и несогласие. Мысль быть подобным Богу не оставляет его: он с упорством и настойчивостью, присущими ему, ищет поклонения и поклонников.

    "Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою" (Петр. 5, 8, 9). На нас падший ангел действует преимущественно греховными помыслами и мечтаниями. Как он сам неспособен к помыслам духовным, так и перед нашим воображением живописует временный тленный мир с его прелестями и наслаждениями, вторгаясь в беседу с душой о несбыточных мечтаниях. Он неусыпно печется о нашей погибели различными доступными для него средствами: и явным грехом, и скрытым под личиной добра, обмазанным приманкой наслаждения. Но сия есть победа, победившая мир - вера наша (1 Ин. 5, 4). И вера деятельная, вера живая, вера благодатная, на которую способен только тот воин Христов, кто приготовился к брани с духами злобы прощением ближним согрешений их, то есть милостью и смирением, и вступил в эту брань, облеченный в оружие поста и молитвы. Аминь.


    Иеромонах Кирилл

    Ответить Подписаться
Газета зарегистрирована в Московском региональном управлении Роскомпечати. Свидетельство № А-349. Распространяется по району Замоскворечье (жилые дома, предприятия, организации) с 1993 г. Периодичность - 1 раз в месяц. Тираж 16200 экз.
© 1999-2014 "Вестник Замоскворечья". 115093, г. Москва, ул. Б. Серпуховская, д. 40, стр. 2. Тел. (495) 943-03-81, (910) 424-56-71.