Лукич - дед мудрый. Он трудится при храме дворником, хотя его часто принимают за священника - такое сильное впечатление производят его крупная фигура, окладистая с проседью борода и проницательный взгляд светлых, слегка прищуренных глаз. Нередко протягиваются к нему перекрещенные ладошки, из которых левая является как бы престолом для правой, и слышится просьба: "Благословите! " Лукич не отказывается, но накрывает протянутые ладони своей - широкой и мозолистой - и при этом с сердечной теплотой разъясняет: "Я - не батюшка, я - дедушка. Вот Вам братское рукопожатие православного дворника! " Говорят, что с этим приветствием освещает сердца просителей лучик благодати, так что некоторые потом специально подходили под это братское рукопожатие, когда теряли душевный мир, и многим помогало. Тот же, кто ближе знакомился с дедушкой, замечал в нем соединенную с благодушием редкую проницательность. Цепко замечал он в штрихах портрета и обмолвках человека отражение того, чем живет, чем болит его сокровенная от людских глаз душа. Со временем к нему за советом стали обращаться многие взрослые и дети…
- Как же через нашу газету дать совет на новый год всем ее юным читателям? - размышлял один из сотрудников газеты, приближаясь к прилепившейся к дому причта сторожке дворника.
- Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас! - постучался наш сотрудник и прибавил. - Это я - за советом!
- Аминь, - послышалось из-за двери, и на пороге появился Лукич, неторопливо выговаривая, - а Вы знаете ли, почтеннейший, что совет не трудно дать, а трудно взять?
- Смотря, какой совет, - начал размышлять корреспондент.
- Смотря кому совет, - поправил Лукич. - Хороших советов много, да только для каждого - свой!
- А нам надо через газету - чтоб сразу для всех. Как сделать так, чтоб для каждого - свой?
- Да делать-то ничего не надо. Все уже сделано, - сказал Лукич и начал перебирать листки, лежащие на аналое рядом с открытой Псалтирью. - Мне тут как-то не спалось… Присел я и подумал - как бы для всех вообще и, при этом - для каждого - свой и, помолясь, сообразил… Вот, - протянул он листок, исписанный его ровным почерком, в заглавии которого значилось - АНКЕТА. - Да, анкета, видите ли! С ее помощью каждый сам выберет себе совет, а что сам для себя выбрал - удобнее исполнять. Можете воспользоваться для вашей газеты, если бумаги не жалко. Приводим содержание рукописи.
Если, сложив порядковые номера своих ответов, ты получил сумму меньше 15 - слушай милое дитя, мой совет:
Это сейчас трудно, но при желании можно - достань где-нибудь гибкие звонкие розги и, как следует, себя отшлепай. Ведь есть слишком много желающих сделать это вместо тебя: приятели, которые тебя недолюбливают за твое легкомыслие и непостоянство; взрослые, которые хотят видеть тебя другим; и, наконец, святые ангелы, которые, ища для тебя не столько приятного, сколько полезного, только и ждут от Бога позволения, допустив до тебя временные скорби, исцелить твою душу и избавить ее в будущем от вечных мук. Если же ты сам окажешься к себе строже (пускай даже без розог), все вышеназванные очень расположатся к тебе и опустится тебе на сердце светлая и тихая радость.
Если сумма составила больше 15 и меньше 25 - я радуюсь за тебя, такого веселого и непосредственного ребенка - ведь при своей живости ты не чужд и некоторого благородства. Но тебе будет небезынтересно знать, что невежество в духовных вопросах не украшает юность. Раз есть в тебе способность отличать добро от зла, не ленись узнавать усерднее, что есть добро (про зло специально узнавать не надо - оно само налипает, без приглашения) для того, чтобы всегда из двух зол избирать наименьшее, а из благ - наибольшее, "да благо тебе будет, да долголетен будеши на земли".
Если же сумма более 25, чадо мое сладчайшее, то я радуюсь за тебя, но и беспокоюсь: смотри, не возгордись тем, что имеешь, но лучше благодари Бога и бойся в чем-то оказаться неверным Благодетелю твоему - Господу, ведь кому много дано - с того много и спросится. Пусть ни гордость, ни жадность, ни осуждение и никакая другая страсть даже не приближаются к тебе, ведь за одну и ту же неверность строже спросится с того, кому больше было оказано доверия. Будем молиться, мой любезный, чтобы совсем не было в тебе никакой тьмы, но чтоб исполнились на тебе слова Господни: "тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят добрые дела ваши и прославят Отца вашего Небесного". "Прославляющего Меня прославлю", - сказал Господь наш Иисус Христос и это истинно так. Аминь.
На этом заканчивается драгоценная для нас рукопись Лукича. С его "духовной ради пользы" разрешения мы представили ее вашему вниманию и надеемся еще не раз порадовать наших юных читателей мудрыми советами православного дворника.
Иеромонах Лука (Степанов)