• Записки уличного торговца. Начало пути

    1992. Лубянская пл. Торговля у Детского мира. Фото Даниэля Бискупа

    1992. Лубянская пл. Торговля у Детского мира. Фото Даниэля Бискупа

    Для достижения материального благополучия в конце 80-х затратил много душевных и физических сил. Столько, сколько смог. Тем не менее, мои "успехи" выглядели довольно скромно по сравнению с успехами некоторых "умельцев", стартовавших одновременно со мною. Но, видно, сколько не нажимай на педаль газа в Запорожце, ему не обогнать идущий на крейсерской скорости БМВ 7-й модели.

    * * *

    За годы спекуляции много чего увидел. Стоял в плотных рядах вокруг Детского мира, разложив перед собой на картонном ящичке пакеты с гречневой крупой и банки говяжьей тушенки. Предлагая свой товар, получал ответную рекламу: Масло, масло! Колготки, колготки! и т.д.

    Довелось стоять и на Тверской, и на Рижском рынке, и в рядах возле СК "Олимпийский. Разъезжал по агонизирующим "Березкам".

    * * *

    Деятельность на ниве купли-продажи позволила заглянуть за фасад жизни - в магазины со стороны подсобки, черного хода и подвала. Подвала, где лучшая часть мяса рубилась для своих и для спекуляции. Из холодильников мне выдавались "ножки Буша", так хорошо раскупаемые на Арбате и Новом Арбате хозяевами антикварных магазинчиков и многочисленных коммерческих палаток.

    Я имел особое разрешение директора магазина на получение дефицита. Из-за "директорского плеча" наблюдал механизм работы продуктового магазина в период тотального дефицита. "В людях" познакомился с составом бухгалтерий фабрик-кухонь, ресторанных буфетов, пошивочных мастерских и т.д. и т.п. Добавлю, на Арбате довелось торговать картинами собственного брата.

    * * *

    Интересно переживали перестроечную "яму" мастера в пунктах окраски кожи. Без моей суетливой беготни с разноской дефицита они имели стабильный приличный доход. Могу авторитетно заявить - так жила вся московская "бытовка": ремонт сумок, часов, обуви и т.д. В ней работали люди с более чем скромными анкетными данными и уж конечно без высшего образования. Что удивительно, жены у них частенько выглядели красавицами. Хвалились мне их фотками, сделанными на фоне "жигулей" последней модели.

    * * *

    "Кавказский след" во всеобщей спекуляции был весьма значителен. В этом не раз пришлось убедиться. Южане с рождения умеют торговать, а главное, поддерживают друг друга. Чего нельзя сказать о нас, русских.

    * * *

    Постепенно невысокая моральная сторона моей деятельности стала сказываться на душевном состоянии. Появилось стойкое желание вырваться из убогого окружения попрошаек и спекулянтов, рядами стоящих в замусоренных и прокуренных подземных переходах, пропавших бомжами. Хотелось забыть о существовании дежурок в отделениях милиции, имеющих стойкий запах человеческой мочи и ненависти. "Убегал" от такого состояния в свое воображение. Где я не "Я", а на самом деле летчик гражданской авиации, идущий по жизни в темно-синем плаще с четырьмя золотыми нашивками на погонах.

    * * *

    Мое подавленное настроение жена понимала как следствие ненормированной работы и отсутствия отдыха. В ее глазах все эти перестроечные годы я выглядел борцом за благополучие семьи. Отчасти она была права. Жена как могла тащила меня из депрессии и не напрягала вопросами. А более того, взялась вязать голубой шарфик к темно-синему форменному плащу, который по случаю приобрел. Нашил на него командирские погоны. Спустя десятилетия больше всего ценю именно тот ее шарфик.