Русакова Татьяна Николаевна. Очерк. Их называли "ночными ведьмами"
Русакова Татьяна Николаевна. Очерк. Их называли "ночными ведьмами"
Татьяна Николаевна Русакова
Такие женщины, как Татьяна Николаевна Русакова – гордость Замоскворечья. Боевой летчик, кавалер орденов Отечественной войны I и II степени, двух орденов Красной Звезды. В первые дни войны Татьяна Николаевна окончила курсы Красного креста, дежурила при бомбежках Москвы. В 1941 году окончила курсы летчиков при Академии им. Жуковского и была зачислена в знаменитый авиационный полк Марины Расковой. С июля 1943 г. Татьяна Николаевна - штурман самолета ПО-2. Совершила 371 боевой вылет, дважды была сбита. Прошла Крым, Кавказ, Кубань, Белоруссию, завершила войну в Германии. За мужество и героизм Татьяна Николаевна удостоена орденов Отечественной войны I и II степени, двух орденов Красной Звезды, множества медалей. После войны Татьяна Николаевна трудилась в Замоскворечье, жила на улице Зацепа, 15 лет она отдала работе в ЦСО. Выйдя на пенсию, 10 лет возглавляла первичную организацию № 1 Совета ветеранов района. Ушла из жизни 24 января 2012 года. Публикуем воспоминания Татьяны Николаевны о самом тяжелом и самом ярком периоде ее жизни. В октябре 1941 года Герой Советского Союза Марина Михайловна Раскова приступила к формированию трех женских авиационных полков. Тогда я, 18-летняя комсомолка, передовая ткачиха фабрики им. Фрунзе, решила пойти добровольцем на фронт, причем сражаться с врагом в небе. Чтобы попасть в авиационный полк, необязательно было уметь управлять самолетом, пройти обучение можно было и в школе пилотов. Но надо было обязательно получить характеристику в ЦК ВЛКСМ. Помню, заместитель отдела кадров Рязанцев задавал много вопросов: - Ты же передовая ткачиха, зачем тебе в армию? Где твоя семья? - спрашивал он. - Отец и старшая сестра у меня на фронте. Вся молодежь должна взять в руки оружие и сражаться с врагом. - Не имею оснований для отказа, вношу в список. Завтра приходи в 16:00 в Академию Жуковского, - так я была зачислена в женский авиационный полк. В Академии мы сначала прошли медкомиссию, потом нам выдали военное обмундирование. Оно было мужское, вплоть до белья. Конечно, выглядели мы очень смешно. Больше всего меня смущали сапоги 43 размера - у меня был 37. Пришлось долго сидеть в Академии: перешивать пуговицы на брюках, прокалывать в ремнях дырки. Рано утром 16 октября строем мы отправились на вокзал. Впереди была Военная школа пилотов в городе Энгельс. И вот 6 месяцев обучения позади. 23 мая 1942 года для нашего полка прибыли самолеты. - Вы улетаете на фронт, и пусть летит с вами мое отцовское пожелание: удачи вам и боевой славы! - так отправлял нас на войну начальник гарнизона Бегаев. Наш 588-й ночной легкобомбардировочный авиационный полк вошел в состав 218-й авиадивизии полковника Дмитрия Дмитриевича Попова 4-й Воздушной армии. 18 июня 1942 года пришел приказ вылетать на боевое задание. И с первого же боевого полета не вернулся экипаж моих подруг: Любы Ольховской и Веры Тарасовой. Это были наши первые потери. В одну из ночей к нам в полк приехал комиссар дивизии Горбунов. В разговоре с командиром полка он сказал: - Молодцы твои девчата! Прошло только 3 месяца, как полк прибыл на фронт, а он уже входит в первые ряды дивизии. Хорошо отзывается о вас пехота. Но самое показательное: вас знает и ненавидит враг! Пленные немцы на допросах показывают, что ночные бомбардировщики причиняют им много неприятностей, наносят ущерб, не дают спать по ночам. Нас называли "ночными ведьмами". В феврале 1943-го полку было присвоено почетное звание "Гвардейский", и он был преобразован в 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк. Первый год моя роль была проста - подвешивать бомбы к самолетам, ведь летать я еще не умела. Потом меня перевели работать механиком самолета. А в свободное время я изучила штурманское дело. Мы теряли экипажи, и пополнение производили из своих рядов. Поэтому скоро, в июле 1943 года, я была зачислена на должность штурмана самолета. До конца войны я совершила 370 боевых вылетов. Наши бомбардировщики много досаждали врагу. Мы совершали вылеты по ночам, поэтому немцы против нас бросили ночных истребителей и разработали специальную тактику: прожектор ловит самолет, а истребитель подходит на короткую дистанцию и расстреливает в упор. Немцы переучили большинство своих дневных пилотов на ночных, для того, чтобы уничтожать наши самолеты. И это принесло результаты. Вошла в историю трагическая ночь 1 августа 1943 г., когда за полчаса сгорело 4 наших экипажа - погибло 8 девушек. В эту же ночь чуть не погиб и наш экипаж. Нас поймали прожектора и начали расстреливать, была тяжело ранена мой пилот Надя Трапыревская. Она вскинулась и осела, потеряв сознание. Самолет качнулся и накренился. Я попыталась выровнять машину, но тело Нади придавило педаль. Тогда я привстала и попыталась поднять ее, нажала на правую педаль, и самолет еще раз дернулся и был готов сорваться в штопор, из которого вывести его будет невозможно. Но все обошлось благополучно. Потерявший управление самолет прожектора потеряли из виду, а Надя очнулась - сильный толчок привел ее в себя. Она снова взяла ручку управления. Наши приборы показывали, что бензин на исходе: нам пробили и верхний, и нижний бензобаки. До аэродрома было далеко, но нам удалось сесть на своей территории. Надю отправили в медсанчасть. Вылечили. И мы с ней летали вместе до конца войны, прошли Крым, Кавказ, Кубань, Белоруссию, Польшу и свой боевой путь завершили в Германии. 9 мая я встретила 23-летней девушкой. Конечно, за годы войны все профессиональные навыки были забыты, поэтому пришлось снова учиться. Я окончила школу рабочей молодежи, потом текстильный техникум, после него поступила в текстильный институт. Всю жизнь проработала в Замоскворечье. Материал подготовила Диана Семенкевич
Наказ Стихотворение Татьяны Русаковой Победу добывая для народа, Ползли мы под огнем не раз. Фронтовики, все меньше с каждым годом На перекличках встреч бывает нас.
Уходим понемножечку из жизни И оставляем внукам ордена. Родные дети, вспомните о прошлом, Пусть вас минует страшная война!