• Практика борьбы с гололедом: о важности информирования населения

    Любая сфера деятельности полна мифов. Это закономерно, люди часто любят порассуждать о том, в чем не разбираются. Сейчас в Интернете практически по любому вопросу можно найти массу различной информации, в которой домыслы и абсолютная безграмотность перемешаны с редкими экспертными мнениями людей, которые действительно, как говорится "в теме".

    Такой псевдоплюрализм бывает крайне опасен, ведь он вводит в заблуждение и формирует неправильное представление о предмете разговора. Так, например, происходит с зимней уборкой: ежегодно СМИ поднимают суматоху, путая названия ПГМ (существенной разницы между Бишофитом, Бионордом и Айсмелтом никто не понимает, да и зачем?), разыскивая доказательства злоупотреблений и пугая чудовищными последствиями применения реагентов.

    Далеко не все, что пишут - правда. Но не имеющий времени и/или желания вникать в матчасть потребитель усваивает, что на дороги у нас сыплют реагенты, реагенты - это жуткая химия, химия разъедает все - от кожаных сапог до опор мостов, убивает все живое от собак до зеленых насаждений, а еще летает в воздухе, въедаясь в легкие и вызывая рак. И за границей ничего такого вовсе не используют.

    Мы попросили главного технолога Уральского завода противогололедных материалов Дмитрия Лимонова прокомментировать расхожие представления наших соотечественников о реагентах для зимней уборки.

    "Отказаться от противогололедных материалов (ПГМ) невозможно, потому что если свежевыпавший снег ЖКХ еще может убрать, то предотвратить гололед или убрать с дороги уже образовавшийся накат или колею невозможно никакой чудо-техникой. Попытки соскрести с дорожного покрытия тонкий слой льда ковшом приводят к порче дорожного покрытия. Поэтому ПГМ - это один из эффективных инструментов дорожно-коммунальных служб для зимнего содержания города.

    Однако инструмент инструменту рознь. Российские города до последнего времени масштабно использовали техническую соль и песок. Именно с ней и связаны основные мифы и негативные эмоции жителей. В первую очередь, техническая соль - это неочищенный хлорид натрия, который может содержать в большую долю тяжелых металлов, глину и другие примеси. Все это в больших объемах попадает на улицы городов, вместе с песком превращает их в грязное месиво, при этом совершенно не решает проблему гололеда, так как подобная жижа застывает уже при -10С.

    Песок, тяжелые металлы и хлорид натрия накапливаются в почвах, загрязняют водосточную систему и водоемы. Летом использование песка становится причиной пыльных бурь. Острые частицы песка, несущие на себе нефтепродукты, бактерии и плесень, в общем все, что осело за долгие месяцы на дороги, попадают в легкие и глаза, вызывая бронхиты, астму, аллергию, коньюктивит и многие другие заболевания. Соль накапливается в почве, делая ее бесплодной, вызывает коррозию автомобилей и мостов, портит обувь.

    Однако сейчас промышленность позволяет создавать более безопасные комбинации ПГМ, которые действуют при более низких температурах, не токсичны для животных, обладают малым воздействием на кожу обуви, металлы и почвы. Более того, современные технологии позволяют подбирать составы под климатические условия городов, под сферы применения, различную технику и т.Д.

    Основная задача реагента - плавить лед при максимально низких температурах - так называемые технологические характеристики. Однако, принимая во внимание то, что ПГМ используют длительное время ( 4-5 месяцев) и в масштабах городов в довольно больших количествах, первое, что следует учитывать - это экологические характеристики реагента. Это коррозионная и радиационная активность, наличие в составе тяжелых металлов и примесей, степень воздействия на цементобетонные покрытия, почву, воду, обувь, здоровье животных и людей, норма расхода и т.д.

    Разные производители делают реагенты разного компонентного состава из разного сырья. Эта продукция может быть похожа на конкурентные по технологическим характеристикам, но существенно отличаться по экологическим. Поэтому при покупке реагента поговорка "Скупой платит дважды" верна, как никогда.

    К примеру, антигололедное средство "Бионорд" раз в 5 дороже технической соли. Однако его необходимо в 5-7 раз меньше на 1 квадратный метр, а значит площадь посыпки дорог за один пробег машины - в 5 раз больше. Кроме того, он не требует особых условий для хранения и процесса подготовки к применению (в отличие от пескосоляной смеси), работает при температурах намного ниже, чем соль. Бионорд полностью растворяется, имеет в разы меньшую коррозионную активность, не накапливается в почвах, не токсичен для животных, относится к 4 классу по воздействию на человека (малоопасное вещество) и т.д.

    Все это в комплексе ведет к сокращению расходов на содержание города: экономия топлива, меньше затрат на весеннюю уборку и очистку ливневых канализаций, на озеленение, на складирование и подготовку ПГМ. А самое главное - возможность быстро и эффективно справиться с любыми погодными условиями, будь то ледяной дождь, аномальный снегопад или внезапные заморозки".

    Вот такой интересный ликбез из первых рук. Резюмируя, скажем, что от населения не в последнюю очередь зависит выбор ПГМ, и, опосредованно, экологическая обстановка в городах. Важно осознать проблему и развернуть конструктивный диалог на эту тему.

    Reply Follow
Газета зарегистрирована в Московском региональном управлении Роскомпечати. Свидетельство № А-349. Распространяется по району Замоскворечье (жилые дома, предприятия, организации) с 1993 г. Периодичность - 1 раз в месяц. Тираж 16200 экз.
© 1999-2014 "Вестник Замоскворечья". 115093, г. Москва, ул. Б. Серпуховская, д. 40, стр. 2. Тел. (495) 943-03-81, (910) 424-56-71.